Холокост в Осиповичском районе


Холокост в Осиповичском районе — систематическое преследование и уничтожение евреев на территории Осиповичского района Могилёвской области оккупационными властями нацистской Германии и коллаборационистами в 1941—1944 годах во время Второй мировой войны, в рамках политики «Окончательного решения еврейского вопроса» — составная часть Холокоста в Белоруссии и Катастрофы европейского еврейства.

Геноцид евреев в районе

Осиповичи были заняты немецкими войсками 30 июня 1941 года, а к 2 июля весь Осиповичский район был уже полностью оккупирован и административно стал относиться к зоне армейского тыла группы армий «Центр».

Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и другие карательные подразделения. Во всех крупных деревнях района были созданы районные управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов. Начальником района вначале был Горянин, до войны работавший в Осиповичах в техническом комитете строителей, и арестованный впоследствии за связь с партизанами, после чего Кубе прислал на эту должность некоего Николая Смольского. Начальником полиции района был назначен Французенко, до войны работавший начальником паспортного стола в райотделе милиции Осиповичей.

Евреев убивали во многих населенных пунктах Осиповичского района. Уже в октябре 1942 года секретарь Осиповичского подпольного комитета КП(б)Б Р. Х. Голант в докладной записке на имя секретаря Бобруйского подпольного межрайкома КП(б)Б И. М. Кардовича сообщал, что «По Осиповичскому району всего имеется населения 59 тыс. человек, еврейского населения нет…»

Гетто

Немцы, реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, создали на территории района 8 гетто.

  • В гетто Дараганово (осень 1941 — май 1942) были замучены и убиты 162 еврея.
  • В гетто в санатории «Крынки» около деревни Крынка (осень 1941 — 2 апреля 1942) последних ещё живых 84 еврейских ребёнка убили 2 апреля 1942 года.
  • В гетто в Осиповичах (июль 1941 — 5 февраля 1942) были убиты не менее 440 евреев.

Гетто в Гродзянке

В 1939 году евреи составляли более половины численности жителей Гродзянки — 150 человек. Большинство евреев в Гродзянке не хотело или не успело эвакуироваться, потому что не верили доходившим с запада слухам о зверствах нацистов по отношению к евреям. К тому же многие думали, что женщин и детей немцы не тронут. Местечко было оккупировано немецкими войсками 1 июля 1941 года, которые вскоре организовали там полицейский участок.

Вскоре после оккупации немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, согнали евреев деревни в гетто, организованное в большом по площади доме, принадлежавшем ранее местному еврею по фамилии Винокур. Вокруг дома возвели забор и выставили охрану, в которой были и немцы, и полицаи. Евреев под страхом смерти обязали нашить на спине знаки в виде желтых звезд.

Зимой 1941—1942 года немцы подготовили огромную яму на деревенском кладбище. 4 марта 1942 года евреям соврали, что их перемещают на запад, и что они должны забрать с собой ценные вещи. Обреченных людей увозили на санях к яме, ставили на краю и расстреливали в упор. «Акция» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) была организована как публичное мероприятие — полицаи даже пригнали туда местных белорусов.

По сохранившимся неполным данным, в Гродзянке были убиты 112 (92) евреев. Неполный список убитых евреев приведен в книге «Памяць. Асіповіцкi район».

В Гродзянке установлен памятник жертвам фашизма.

Гетто в Елизово

Местечко Елизово располагалось в пяти километрах от деревни Свислочь. В 1939 году в Елизово проживало 303 еврея.

26 июня 1941 года Елизово было захвачено немецким десантом, сразу за которым пришел карательный отряд. Была создана полиция из местных жителей. Для устрашения, безо всякой причины, вывели на луг к Березине и расстреляли пять еврейских парней.

Евреев обязали нашить на одежду желтые шестиконечные звезды, выселили из своего жилья и согнали в гетто, и стали ежедневно использовать на принудительных тяжелых работах.

21 января 1942 года (в конце 1941)прибывший в Елизово карательный отряд немцев вместе с местными полицаями согнали 27 последних мужчин-евреев Елизово на окраину села в ельник. Их разбили на четыре партии и заставили рыть яму. Затем приказали раздеться, группами подводили к яме и расстреливали.

После войны всех убитых евреев местечка, в том числе и раввина с женой Рахелью, похоронили на еврейском кладбище. Поставили на их могилах скромные обелиски.

Гетто в Лапичах

Перед войной в деревне Лапичи было 225 еврейских домов. Также в местечке оказались и 20-30 евреев-беженцев. Многие евреи не успели или не смогли уехать в эвакуацию.

Бургомистром Лапичского сельхохуправления был Муроч, бывший председатель Лапичского сельсовета, связанный с партизанами. Начальником полиции — Кунцевич, местный житель. Сразу после организации полицейского подразделения коллаборационисты несколько дней громили и грабили еврейские дома.

В начале июля 1941 года немцы оцепили деревню, отобрали примерно 75 евреев — молодых мужчин и высоких подростков, избили палками, затем погнали к пристани, где был небольшой песчаный карьер, — и всех расстреляли.

Последние евреи Лапичей, в большинстве женщины и дети (по очень неполным данным — 11 человек), были убиты весной 1942 года.

В 1992 году Лапичский сельсовет организовал с помощью специального поискового батальона раскопки на месте массового убийства. В 1993 году останки погибших в годы Катастрофы евреев были с воинскими почестями перезахоронены на старом еврейском кладбище в Осиповичах.

Гетто в Липене

После оккупации частями вермахта, в местечке Липень (до 1920 года — Холуи) было создано гетто, расположенное на улице Кунько.

Бургомистром Липеньского сельхохуправления был Воробьев, начальником полиции — немец Лютер, бывший работник Дубровского лесозавода.

В конце 1941 года при уничтожении гетто было расстреляно 207 евреев. Часть евреев, загнанных в школу, сожгли заживо.

Список убитых евреев Липеня (216 человек) приведен в книге «Памяць. Асіповіцкi район».

В 1983 на могиле погибших установлен обелиск.

Гетто в Свислочи

Среди более тысячи жителей местечка Свислочь евреев было 600—700 человек. Свислочь была захвачена немецкими войсками в июне 1941 года и оккупация продолжалась более 3-х лет — до 17 июля 1944 года.

Первым полицию в Свислочи возглавил местный немец Бурштель, бывший лесничий. Бургомистром были в разное время Шидловский, бывший школьный военрук, и Бондарь.

Гетто в Свислочи располагалось по месту довоенного компактного проживания евреев — вплоть до расстрела они оставались жить в своих домах. Евреев обязали нашить спереди и сзади шестиконечные звезды жёлтого цвета.

Мужчин (не менее сорока человек) расстреляли отдельно — летом, примерно в августе-начале сентября. Убийство произошло в колхозном саду на горе, и захоронили их там же во рвах, специально вырытых накануне. Ямы заставили копать самих евреев. Расстрел проводили полицаи под командованием специально приехавших немцев.

14 октября 1941 года солдаты и полицаи выгоняли евреев из домов, заталкивали в кузов грузовика и вывозили в лес: «…кто жил на краю Свислочи, тех просто гнали палками, прикладами гнали по улицам женщин, детей, стариков пешком к месту казни. Отовсюду неслись страшные крики, рыдания, визг. Полицаи братья Бондари и их отец орали на всю улицу: „Бей жидов, спасай Россию!“. Тетю Рахель — жену местечкового раввина — вели к грузовику, и какая-то баба рвала у неё с плеча пуховой платок. В другом месте две бабы набросились на еврейскую девушку, повалили её и стали стаскивать с ног блестящие резиновые ботики, причем, одна баба рвала с одной ноги, а вторая — с другой».

Зимой 1941—1942 года условия в гетто стали совершенно невыносимыми. Стояли сильные морозы, и узники умирали от голода и холода. Не прекращались грабежи и издевательства, в том числе и со стороны односельчан.

В начале января 1942 года немцы и полицаи согнали евреев в заводской клуб, возле которого были уже вырыты ямы. Вокруг клуба стояли местные жители, которые рассматривали узников и заказывали полицаям еврейские вещи — украшения и одежду, а те выполняли заказы. Тех евреев, кто смел сопротивляться, или у кого заплакал ребёнок, или просто чем-то не понравился, жестоко избивали. Избили женщину-врача Закс, которая не отдавала шапочку, избили и забрали пальто у Беллы, которая попросила знакомого полицая Марченко выпустить её в туалет. Приехали полицаи из соседних сел и эсэсовцы. Офицер СС под угрозой расстрела приказал евреям принести и сдать всю спрятанную зимнюю одежду.

Когда евреи вернулись с зимней одеждой, немцы издевательски заставили полумертвых голодных и замерзших людей ещё несколько часов петь и танцевать, и только после этого отпустили обратно в гетто.

После войны на месте массового расстрела земляков и родственников евреи Свислочи поставили скромный небольшой обелиск с металлической оградой, примерно в 1949—1951 годах. Впоследствии памятник был убран, а прах убитых (несколько сотен человек) перезахоронили на еврейском кладбище в Бобруйске.

Сопротивление

Часть евреев района, сумевших избежать расстрелов и вырваться из гетто, воевала в партизанских отрядах. Например, по воспоминаниям бывшей узницы Осиповичского гетто С. Г. Утевской: «Из-под расстрела трое самых отважных и смелых бежали: это были Хавкин Афроим, Дурец Миша и Файн Яша. Немцы стали стрелять по убегающим. Хавкина Афроима фашистская пуля достала, и он погиб, а молодые 16-летние парни Дурец и Файн убежали в лес. Они попали в партизанский отряд, где пробыли до освобождения».

Некоторые евреи предпочитали покончить с собой, чем давать нацистам и их пособникам возможность издеваться на ними. Например, В. И. Санкович вспоминал: «Моя жена Лариса Сафроновна до войны работала в Осиповичской больнице. Хорошо знала врачей Чернецкого Григория и его жену Фаину. Молодые, ещё не было детей. Они ушли в детский санаторий „Крынка“ с началом войны. Потом подруга жены Ася Дубовик, фельдшер, говорила, что они покончили с собой. Сначала Григорий повесил жену, а потом и сам повесился. Оставили записку: „Лучше умереть стоя, чем жить на коленях“».

Увековечивание памяти

В районе установлены несколько памятникам евреям — жертвам нацистского геноцида.

В школьном музее в деревне Дараганово часть экспозиции посвящена истории Холокоста в Беларуси.

Случаи спасения и «Праведники народов мира»

В Осиповичском районе 8 человек были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд ва-Шем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны».

  • Лидия и Михаил Михадюк (муж и жена). В деревне Селец спасли двух еврейских детей — Лору и Олю Стоцких.
  • Федор Метлицкий в деревне Остров скрывал две еврейские семьи — Басю Моисеевну Стоцкую и Эсфирь Левитину с детьми Меером и Асей (пока вместе с детьми не ушли в партизаны).
  • Александра Звонник (баба Алеся). В деревне Макаричи Стародорожского района спасла еврейского мальчика Володю Свердлова, который бежал из гетто в Крынках.
  • Алексей Денисов спас в Осиповичах Сарру Утевскую.
  • Нина и Кирилл Ракович (муж и жена) в деревне Елизово спасли свою односельчанку Фаню Семеновну Пик и её дочь Веру (Эру).
  • Нина Яковлевна Лысюк в деревне Елизово спасла семью Баршай — Сарру и её детей Бэллу и Михаила.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!