Юрий Николаевич Давыдов (31 июля 1929 года, Каменец-Подольский — 21 апреля 2007 года, Москва) — советский и российский философ, социолог, специалист по проблемам истории и теории социологии, социальной философии, этики, истории философии и искусства. Основатель крупной отечественной школы в области истории и теории социологии. Разработчик новой версии теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства. Автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии XIX—XX веков. Занимался социальными и философскими аспектами проблемы свободы, нравственности, взаимодействия искусства и общества. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором истории и теории социологии Института социологии РАН.
Родился 31 июля 1929 года в Каменец-Подольске.
В 1952 году окончил исторический факультет Саратовского университета.
В 1958 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Борьба вокруг гегелевской „Феноменологии духа“ в западной философии XIX — второй половины XX веков».
Работал младшим научным сотрудников в секторе истории философии Института философии АН СССР.
В 1956—1958 годах написал ряд статей, посвящённых общим принципам историко-философского анализа и, в частности, «Феноменологии духа» (одна из них была опубликована в качестве предисловия к четвёртому тому «Сочинений» Гегеля).
В 1959—1962 годах работал старшим научным редактором издательства «Советская энциклопедия» — участвовал в написании статей («Вульгарный социологизм», «Иррационализм», «Монизм» и др.), организации и выпуске первых томов пятитомной «Философской энциклопедии».
Преподавал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1963—1965 годах работал заведующим сектором философии Фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР.
В 1965—1970 годах заведовал сектором эстетики Института истории искусств Министерства культуры СССР.
С 1970 года работал в Институте социологии АН СССР/РАН, главный научный сотрудник, заведующий сектором истории социологии и общей социологии.
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы».
Ответственный редактор книги «История теоретической социологии» в 4 т. (М., 1995—2000) и автор большинства разделов и глав этого издания.
В начале своей научной деятельности Ю. Н. Давыдов написал цикл статей, посвящённых критическому анализу неогегельянства. Итогом этого промежутка стала монография «Труд и свобода», которая была позднее переведена на немецкий, итальянский и другие языки. Её выход дал основание некоторым зарубежным учёным считать Ю. Н. Давыдова одним из основателей российско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма. Занимался и руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии. Продолжал работу в социальной философии, исследовал проблемы социологии искусства, что нашло своё выражение в социально-философском истолковании античной эстетики, а также критическом анализе современной западной теории социологии искусства. Написал серию статей о Теодоре Адорно, разрабатывал собственную теорию социологии искусства, перенеся на новый уровень ряд проблем, которые раннее были областью исследований эстетики и философии искусства. Этому же кругу вопросов был посвящён цикл из трёх монографий и большое число статей. В это же время разрабатывал проблематику типологизации восприятия искусства обществами различными эпох и социальными слоями.
Ю. Н. Давыдов сочетал эстетико-социологическую типологизацию отношения к искусству и художественной культуре с более широким, социально-философским и теоретико-социологическим рассмотрением современного западного сознания. Главным здесь становится своеобразие современного западного сознания, рассмотренного в ходе его эволюции и появления новейших тенденциях. Средоточием оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, который недвусмысленно противостоит традиции, заложенной протестантизмом с его «хозяйственной этикой». Именно поэтому Ю. Н. Давыдов кропотливо занимался вопросами социологии культуры и социологии современной западной культуры.
Начиная с 1980 года, Ю. Н. Давыдов углубленно занимался историей социальной философии и теории социологии, в особенности социологии Макса Вебера. Он известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В последние годы он опубликовал две серии статей о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в «постсоветской России» (журналы «Наука и жизнь», «Вопросы философии», «Диалог» и др.), а также статьи по проблемам трудовой этики.
В начале 2000-х гг. областью научных исследований Ю. Н. Давыдова стал новый российский капитализм как проблема, исследуемая средствами теоретической социологии.