Лукша, Леонид Константинович

16.12.2020

Лукша Леонид Константинович (17.01.1930-18.06.2011) — учёный, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР.

Биография

Леонид Константинович Лукша родился 17 января 1930 года в д. Хвалово Сухопольского сельсовета Пружанского р-на Брестской области. Учился в Хваловской начальной школе. Неполное среднее образование получил в Сухопольской школе, среднее — в Шерешевской средней школе в 1950 году. Высшее образование — в Белорусском политехническом институте на Гидротехническом факультете в 1955 г.) По распределению был оставлен в БПИ на должности старшего лаборанта. Затем работал преподавателем строительных конструкций Белорусского индустриально-педагогического техникума трудовых резервов. В 1958 г. поступил в аспирантуру Академии наук БССР (Институт строительства и архитектуры). В январе 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию, работал старшим научным сотрудником ИСиА, а с 1965 г.- доцентом Белорусского технологического института, где подготовил докторскую диссертацию и защитил её в 1980 г. в г. Москва.

С 1981 по 1990 годы состоял членом Совета по защите кандидатских диссертаций при Вильнюсском инженерно-строительном институте.

В 1983 году возглавил (по конкурсу) единственную в Республике кафедру Мостов и тоннелей (МиТ) Беларуского национального технического университета, которой руководил 13 лет. Ученое звание Профессора получил в 1985 г., звание Заслуженного деятеля науки БССР — в 1990 г. В этот период наиболее полно раскрылись возможности профессора Л. К. Лукши как ученого и руководителя научного коллектива . Было развито ранее созданное научное направление — теория сопротивления слоистых сталебетонных конструкций, включающая теорию сложного напряженного состояния конструкционных строительных материалов. Слоистые сталебетонные конструкции (ранее они назывались трубобетонными, поскольку состоят из стальных труб, заполненных бетоном) применяются в мостах, высотных зданиях, в подземных сооружениях, везде, там, где действуют большие внешние нагрузки.

Обе упомянутые разработанные теории послужили научной базой для организации аспирантуры при кафедре МиТ. В аспирантуре профессором Л.К, Лукшей подготовлено 17 кандидатов технических наук, в том числе девять докторов философии для зарубежных стран (Сирия, Ирак, Камбоджа и Чад). Существенно были расширены и укреплены зарубежные научные связи кафедры МиТ: профессором Л. К. Лукшей прочитаны лекции в университетах Японии (1991 г.), Сирии (1990 г.), сделаны доклады на научных конференциях России, Польши, Югославии, Украины, Узбекистана, республик Прибалтики.

Поскольку в Республике отсутствовала сервисное обслуживание городских мостов, профессором Л. К. Лукшей была создана при кафедре МиТ отраслевая научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Городские транспортные сооружения», финансируемая Министерством жилищно-коммунального хозяйства Беларуси. В результате было предотвращено несколько крупных аварий мостов в городах Минске и Гродно. Силами НИЛ ГТС разработан регламент по содержанию городских мостов, утвержденный МЖКХ и действующий до настоящего времени. Издана монография по эксплуатации городских мостов.

Сервисное обслуживание мостов на дорогах общего пользования осуществлялось кафедральной отраслевой НИЛ «Мосты», финансируемой Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог Беларуси. НИЛ «Мосты» была самым эффективным подразделением в Республике по содержанию мостов на дорогах общего пользования в период перестройки.

Одной из нерешенных проблем в мостостроении является гидроизоляция мостов. Для разработки вопросов гидроизоляции мостов при кафедре МиТ была создана отраслевая НИЛ «Вторрезина», в которой разрабатывались гидроизоляционные материалы на основе переработки отработанных автомобильных шин. Финансирование осуществлялось Госпланом БССР.

Профессором Л. К. Лукшей опубликовано 2 монографии, свыше 200 научных работ, из которых 25 статей в зарубежных изданиях на английском, польском и чешском языках (в Японии, КНР, Польше и Чехословакии), получено 27 авторских свидетельств на изобретения мостовых конструкций и научных приборов для исследования прочности и деформации строительных материалов и конструкций.

Теория прочности сталебетонных слоистых конструкций, разработанная проф. Л. К. Лукшей, получила признание в мировой литературе.

Тесная связь кафедры МиТ с производством и высокий уровень научных исследований позволили кафедре МиТ существенно повысить уровень преподавания мостов и метростроения.

Профессором Л. К. Лукшей подготовлены высококвалифицированные мостовики: к.т. н. Д. В. Черкасов, к.т. н. А. С. Мацкевич, к.т. н. С. Н. Свиридович, доцент Л. Г. Расинская, к.т. н. Л. В. Гулицкая, к.т. н. Д. Е. Гусев (совместно с проф. Н. Н. Шапошниковым).

Кафедру МиТ в период работы Л. К. Лукши посетили многие выдающиеся ученые Советского Союза, КНР, Польши, выступившие с научными докладами перед сотрудниками кафедры и лабораторий.

После завершения работы на кафедре в . проф. Л. К. Лукша по приглашению польских ученых работал профессором Ченстоховской политехники. Читал лекции и проводил практические и лабораторные занятия по сопротивлению материалов и строительной механике, внедрил в польскую строительную науку свое научное направление, издал ряд научных трудов, опубликованных в польской технической печати. Научная биография проф. Л. К. Лукши опубликована в Польше в следующих изданиях: Золотая книга технических наук (Złota Księga Nauk Technicznych), 2003 и Золотая книга Польской Науки (Złota Księga Nauki Polskiej), 2006.

Американским Биографическим Институтом (США) ему присвоены почетные звания: «Человек года 1995», «Человек года 2009 от Беларуси», «Член Американского Биографического института в области Сталебетонных конструкций» 2009.

Кроме чисто профессиональной научной деятельности проф. Л. К. Лукша много работал в области литературы, музыки, истории, спорта, изобразительного искусства. Им издано два сборника лирической поэзии, опубликована статья по истории Беларуси, написана рецензия на художественное творчество всемирно известного художника Е. И. Ждана.

Библиография

  • Лукша, Л. К. Исследование прочности и пластичности бетона в условиях стесненной поперечной деформации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. — Акад. наук Бел. ССР, Отд-ние техн. наук, 1962.
  • Л. К. Лукша. Прочность трубобетона. — 1977.
  • Лукша, Леонид Константинович. Расчет прочности железобетонных конструкций с учетом напряженного состояния бетона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра техн. наук: 05.23.01. — Всесоюз. заоч. инженер.-строит. ин-т, 1980.
  • Учебное пособие по курсу «Численные методы решения задач строительства на ЭВМ» для студентов специальности 1212 — «Мосты и тоннели» / Белорусский политехнический институт, Кафедра «Мосты и тоннели»; [Л. К. Лукша др.]. — 1987.
  • Рекомендации по расчету максимальных глубин общего размыва / Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог Белорусской ССР; [исполнители: Л. К. Лукша, С. Н. Лущ, В. П. Баховчук]. — 1988.
  • Проектирование и строительство тоннелей: Учеб. пособие по одноим. спецкурсу / В. А. Кузьмицкий, Л. К. Лукша, Н. Н. Тихоновец. — Бел. политехн. ин-т, Каф. «Мосты и тоннели», 1990.
  • Учеб.-метод. пособие к курсовому и диплом. проектированию по курсу «Проектирование и стр-во тоннелей» для студентов строит. спец. / В. А. Кузьмицкий, Л. К. Лукша. — Мн.: Бел. гос. политехн. акад., Каф. «Мосты и тоннели», 1992. — 81 с.
  • Л. К. Лукша, Л. Г. Расинская. Учебно-методическое пособие для индивидуальной работы студентов по курсам «Искусственные сооружения на дорогах» — для студентов специальности 29.10 — «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» и «Проектирование автодорожных мостов и труб» — для студентов специальности 29.11 — «Мосты и транспортные тоннели». — Мн.: Бел. гос. политехн. акад., Каф. «Мосты и тоннели», 1992. — 41 с.
  • Леонид Лукша. Вдохновение ― отдохновение: стихи. — 2004.
  • Леонид Лукша. Вдохновение ― отдохновение: стихи. — 2007.
  • Леонид Лукша. Жизнь в науке. Автобиография — 2011.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна