Колпино (станция)

16.12.2020

Колпино — железнодорожная станция на московском направлении Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги в составе Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Расположена в Колпинском районе города Санкт-Петербурга. Наименование получила по городу Колпино, на окраине которого располагается.

История

Первый пассажирский поезд прибыл на станцию 5 (17) мая 1847 года, положив начало регулярного движения поездов на будущей магистральной Петербурго-Московской железной дороге. Участок от нынешнего Московского вокзала Петербурга (в то время деревянного) до села Колпино был на дороге пусковым, если не считать заработавшего годом ранее технического участка до Александровского механического завода, где строили подвижной состав. За год работы, с мая 1847 по май следующего года, по дороге до Колпино было перевезено 80 тыс. пассажиров и 880 т грузов. В июне 1849 года служебное движение было запущено от Колпино до Чудово. В 1863 году станция Колпино получила официальное название в создаваемой сети железных дорог.

Функционирование

В настоящее время пассажирская часть станции является остановочным пунктом пригородных поездов. Исторических вокзальных построек не сохранилось — вокзал был уничтожен во время ВОВ и не восстанавливался. Долгое время отсутствовали залы ожидания на платформах. Через станцию следуют пригородные поезда: в направлении к северу — на Санкт-Петербург (Московский вокзал и Обухово), на юг — к станциям Тосно, Любань, Чудово-московское, Малая Вишера, Шапки. На станции Колпино останавливается ускоренный электропоезд «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург — Новгород-на-Волхове — Санкт-Петербург, Санкт-Петербруг — Тосно — Санкт-Петербург, а также скоростные поезда «Ласточка» 721/722 сообщением Санкт-Петербург — Бологое — Санкт-Петербург и 801/802 сообщением Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. 20 января 2007 года на станции состоялся пуск в техническую эксплуатацию автоматизированной системы учёта и контроля оплаты проезда (турникеты).

Грузовая часть станции, находящаяся отдельно к северу от пассажирской, в настоящее время в первую очередь обслуживает близлежащие Ижорские заводы. Она системно связана подъездными путями с масштабной заводской железнодорожной инфраструктурой, поделённой на «маневровые районы». В инфраструктуру также вписана и следующая к северу пассажирская платформа Ижорский завод, предназначенная для заводских работников и имеющая выход к заводской проходной через тоннель. Перегон от северной горловины станции Колпино до следующей станции Славянка трёхпутный с промежуточными платформами Ижорский Завод и Металлострой. Пассажирские платформы о. п. Колпино находятся на двухпутном участке магистрали южнее грузовой станции. Далее к югу магистраль пересекает реку Малая Ижора (параллельно в этом месте также протянут пешеходный Харламов мост) и снова становится трёхпутной — начинается протяжённый железнодорожный узел станции Саблино, которой предшествует платформа Поповка.

В середине XX века существовала построенная в 1930–1932 гг. однопутная железнодорожная линия, соединявшая станцию Колпино и станцию Детское Село Витебского направления ОЖД в соседнем г. Пушкине. Основное назначение — доставка рабочих из Пушкина на Ижорские заводы и обратно. По линии 5 раз в сутки в обе стороны ходил поезд из 10 вагонов, проводя в пути 31 минуту. Посередине в деревне Московская Славянка располагалась станция Красная Славянка с разъездом. Линия пересекала Московское шоссе под путепроводом, который сохранялся до 2013 года. По ходу ветви росли леса, вырубленные впоследствии под сельхозугодья. К заводам и Колпино с запада линия подходила по ходу современной Финляндской улицы. Ветвь разбирали во время войны, затем восстановили и ликвидировали в середине 1960-х годов. В Пушкине продолжает существовать небольшой её участок в виде промышленных подъездных путей от вокзала.

Галерея

  • Электропоезд ЭТ2М-091 на станции

  • Электропоезд ЭД4М-0496 на станции

  • Станция в 1890-х годах

  • Станция в 1910-х годах

  • Грузовой двор, соединяющий станцию с Ижорскими заводами

Наземный транспорт



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна