Аксёнов, Иван Александрович

16.12.2020

Иван Александрович Аксёнов (18 [30] ноября 1884, Путивль — 3 сентября 1935, Москва) — русский и советский поэт, художественный и литературный критик, литературовед, переводчик.

Биография

Из потомственных дворян Курской губернии. Отец военный. Окончил Киевский кадетский корпус, затем — Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге (1905).

Служил в инженерных войсках в Киеве (1906—1908).

Поддержал солдатский бунт сапёрного батальона (1908 г.), после чего Аксёнов был осуждён, провёл месяц в тюрьме и отправлен служить в Березовку (Сибирь, Тобольская губерния ). В ссылке Аксёнов занимался литературой, публиковал стихи и рецензии.

По возвращении в Киев (ноябрь 1909 года) сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами.

Был шафером на свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой (25 апреля [8 мая] 1910).

Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта. Осенью 1917 был арестован румынскими властями. Провёл четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобождён после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров.

Занимал высокие посты в Красной армии; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством.

В 1918 году вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса.

С начала 1920-х — ближайший сподвижник Вс. Э. Мейерхольда, первый ректор Высших Театральных мастерских (ГВЫТМ—ГВЫРМ, 1922—1923 гг.); один из авторов (вместе с Мейерхольдом и В. Бебутовым) знаменитой таблицы «Амплуа актёра» (1922), переводчик «Великодушного рогоносца» (23 апреля 1922) по пьесе Ф. Кроммелинка.

Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне. Сам режиссёр упоминает Аксёнова в своей теоретической книге «Монтаж», где вспоминает, что Иван Александрович отрицательно относился к актрисе Марии Ермоловой и, в частности, к её портрету кисти Валентина Серова: «Ничего особенного. Всегда играла животом вперёд. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова».

Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы «ничевоков», Сусанне Мар (1901—1965).

Литературная деятельность

Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» (1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» (1913).

Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и др.

В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916).

В начале 1917 издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о Пикассо.

На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (1918).

После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од» (оформление Л. Поповой, 1922, не издан.)

С конца 1920-х занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии.

Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу переводов пьес Дж. Форда, Дж. Вебстера, С. Тёрнера с дополнением «трагической истории» Ф. де Россе (1916). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931—1933) и второй том переводов английских драматургов «Елизаветинцы» (Бен Джонсон, Томас Хейвуд, Джон Флетчер, Томас Деккер, 1938).

Сочинения

(по году публикации)
  • Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без конца Врубель // Киевская неделя. — 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. — 1913.
  • Аксёнов И. А. Неуважительные основания: Стихи. М.: Центрифуга, 1916.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: Монография. М., Центрифуга, 1917.
  • Аксёнов И. А. Елисаветинцы [: Сб. переводов: Джон Форд, «Как жаль её развратницей назвать»; Джон Вебстер, «Белый дьявол»; Карель Тёрнер, «Трагедия атеиста»; Envoi: «Новелла Россэ» ]. Вып.1 . М.: Центрифуга, 1916. — 299 с.
  • Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия. М., Центрифуга, MCMXVIII.
  • Аксёнов И. А. Эйфелеи. — Пг., 1918. — 30 л.
  • Аксёнов И. А. Серенада: Стихи. М.: Мастарчув, 1920. Оформление Г. А. Ечеистова.
  • Аксёнов И. А. Ода Выборгскому району. М.: Мастарчув, 1920. Оформление Г. А. Ечеистова; републикация: Ечеистова М. А., Нехотин В.В. И. А. Аксенов: Ода Выборгскому району // Скрещения судеб: Literarische und kulturelle Beziehungen zwischen Russland und dem Westen. A Festschrift for Fedor В. Poljakov / Ed. by L. Fleishman et al. [Berlin etc.:] Peter Lang, 2019. S. 329—337 (= Stanford Slavic Studies. Vol. 49).
  • Аксёнов И. А. Булань. Стихи, 1920.
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // Печать и революция. 1921. № 3, нояб.—дек.
  • Аксёнов И. А., Мейерхольд Вс. Э., Бебутов В. М. Амплуа актёра. М., 1922.
  • Аксёнов И. А. Театр в дороге // О театре. Тверь, 1922.
  • Аксёнов И. А. От переводчика [ «Великодушного рогоносца», 1922 ] / Публ. О.Фельдмана // Театр. 1997. № 6. С.172-173. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5-900241-20-3
  • [ Аксёнов И. А.: перевод ] Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец. М.; Л.: Гиз, 1926. — 126 с.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия. 1926. № 3. С.83 — 88.
  • Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. — М.: Федерация, 1930. — 217 с.
  • Аксёнов И. Основы кинодраматургии: Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма», 1931 г. // Киноведческие записки. 2000. № 44. C.321—356.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б.Джонсон, «Сеян» [: трагедия в 5-и действ. / перевод ] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова, предисловие И. И. Анисимова. М.; Л.: Academia, 1931. Т. 1. С.21—110; 111—300.
  • Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ] // БСЭ. М., 1933. Т.62.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. 1932. № 9. С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Джонсон Б., «Вольпона» [ / перевод] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. [: «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой; «Склад новостей» / пер. Т. Левита ]. М.; Л.: Academia, 1933. Т. 2. — 696 с.
  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. М.: Киноцентр, 1991. — 128 c. — рецензия
  • Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. Ч. 1. М.: Гослитиздат, 1937. — 363 с.
  • Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и творчество» 1931; «Бен Джонсон в борьбе за театр» 1933; «Томас Хейвуд и Томас Деккер» 1932; «Джон Флетчер»; Т.Хейвуд, «Красотка с Запада»; Т.Деккер, «Добродетельная шлюха»: Ч.1, 2; Д.Флетчер, «Укрощение укротителя» ]. М.: Художественная литература, 1938. — 719 с.
  • [ Аксёнов И. А.: перевод ] Россе Ф. де. Из «Трагических историй»: История V: О трагической любви брата и сестры и о несчастной и печальной их кончине // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова. М.: Правда, 1990. — ISBN 5-253-00012-7
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. [Том 1: Письма, изобразительное искусство, театр; Том 2: История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников] / Составитель Н. Адаскина. М.: RA, 2008. — 638+460 c. («Архив русского авангарда») — ISBN 5-902801-04-4

Исследования

  • Гельперин Ю. М. Аксёнов Иван Александрович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 41.
  • Фельдман О. И. Аксёнов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. 1997. № 6. С. 172—174. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып. 2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5-900241-20-3
  • Елисеев Н. Досуги библиографа // Постскриптум: Литературный журнал. 1997. № 3 (8). — С. 281—295. (Раздел: «Кто такой А.?») — ISBN 5-901027-06-X.
  • Адаскина Н. Л. Аксёнов Иван Александрович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — С. 14—15. — ISBN 978-5-902801-10-8.
  • Ичин Корнелия. Конструктивистские принципы поэзии Ивана Аксёнова // 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. — ISBN 978-5-94380-181-5.
  • Farsetti A. Una voce parigina nel Futurismo russo: la poesia di Ivan Aksenov, Firenze: Firenze University Press, 2017. — e-ISBN 978-88-6453-541-8.

Интересные факты

  • 4 ноября 1920 года Аксёнов выступал как «гражданский истец» в «Литературном суде над имажинистами»: иронизировал над стихами членов объединения, — особенно доставалось В. Шершеневичу и А. Кусикову. «А судьи кто?» — воскликнул при защите С. Есенин, парируя нападки и припомнив «Горе от ума». — И, показая пальцем на Аксёнова, у которого была большая рыжая борода, продолжал: «Кто этот гражданский истец? Есть ли у него хорошие стихи? — И громко добавил: — Ничего не сделал в поэзии этот тип, утонувший в своей рыжей бороде». Этот есенинский образ понравился публике. К вечеру Аксёнов сбрил бороду. (Вскоре, в « Литературном суде над современной поэзией» (16 ноября 1920) Аксёнов выступал экспертом совместно с С. Есениным, а на вечере «Современной поэзии» (23 ноября 1920) представлял группу футуристов совместно с В. Маяковским и С. Буданцевым.)
  • В воспоминаниях о Мейерхольде «Учитель» (1946) С.Эйзенштейн воссоздал впечатления эпохи репетиций «Великодушного рогоносца» (1922):
  • В книге Аксёнова «Шекспир» (М., 1937), в главе «Тройственная композиция трагедии» (с. 310—311), указывает Н. И. Клейман, Эйзенштейн отчеркнул абзац, очевидно напомнивший ему лекции театроведа в ГВЫРМе:

«В своих настоящих трагедиях, серия которых откроется „Гамлетом“, Шекспир неизменно излагает действие в противопоставлении трёх героев. Один безраздельно исповедует ложный принцип (старый, феодальный или устарелый — аморалистический); другой старается овладеть средствами преодолеть веления старого мира; и третий всецело стоит на почве нового сознания. Главным образом трагедии, носителем её конфликта является, конечно, средний герой. Его внутренняя победа над собственным противоречием сознания и развязывает трагедию, превращая, скажем, Гамлета, одолевшего в себе Лаэрта, в Фортинбраса, поднимая Макбета до Макдуфа и Отелло до Дездемоны».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна