Катастрофа C-54 под Стефенвилем (1946)


Катастрофа C-54 под Стефенвилем — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Douglas C-54E-5-DO Skymaster американской авиакомпании American Overseas Airlines , произошедшая в четверг 3 октября 1946 года на острове Ньюфаундленд близ Стефенвиля (Канада). В этой авиакатастрофе погибли 39 человек, что на то время делало её крупнейшей в Канаде.

Самолёт

Douglas C-54E-5-DO (военная версия DC-4) с заводским номером 27290 был выпущен в марте 1945 года, а 15 мая поступил в американские ВВС, где получил регистрационный номер 44-9064. В связи с окончанием Второй мировой войны и фактическим перенасыщением воздушного парка военной авиации, борт 44-9064 перерегистрирован в N90904 и поступил на хранение в Reconstruction Finance Corporation. 30 августа 1946 года самолёт приобрела американская авиакомпания American Overseas Airlines (созданный в American Airlines филиал на базе ранее поглощённой American Export Airlines), которая также присвоила ему имя Flagship New England (рус. Флагман Новой Англии). Был оборудован четырьмя поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-2000-9 с воздушными винтами фирмы Hamilton Standard с изменяемым шагом винта. Общая наработка лайнера составляла 3731 час. Его вес перед вылетом в роковой рейс был на 200 фунтов ниже максимально допустимого взлётного веса 71 800 фунтов. Центровка также находилась в пределах допустимого.

Экипаж

Экипаж самолёта состоял из 8 человек:

  • Командир воздушного судна — 31-летний Уильям Роджерс Вестерфилд (англ. William Rogers Westerfield). В авиакомпании American Overseas Airlines с 19 февраля 1946 года, имел общий налёт 3926 часов, в том числе 1561 час на типе Douglas DC-4.
  • Второй пилот — Роберт Бекман Лер (англ. Robert Beckman Lehr). В авиакомпании American Overseas Airlines с 16 июля 1945 года, имел общий налёт 1707 часов, в том числе 805 часов на типе Douglas DC-4.
  • Старший штурман — Джон Т. Тирни-младший (англ. John T. Tierney, Jr.).
  • Младший штурман — Джером Льюис (англ. Jerome Lewis).
  • Бортинженер — Марк Спелар (англ. Mark Spelar).
  • Бортрадист — Джеймс Н. Берри (англ. James N. Berry).
  • Старший стюард — Герберт Д. Юинг (англ. Herbert D. Ewing).
  • Стюардесса — Пегги Энн Берли (англ. Peggy Ann Burleigh).

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс из Нью-Йорка в Берлин с промежуточными посадками в канадском Гандере и ирландском Шанноне. Пассажирами в основном были американские военные, которые направлялись в Берлин, причём многие летели со своими семьями. 2 октября в 12:14 борт NC90904 вылетел из аэропорта Ла Гуардия (Нью-Йорк) и направился к Гандеру. Однако аэропорт Гандер оказался закрыт из-за тумана, поэтому самолёт был направлен на запасной аэродром Стефенвиль, что также на острове Ньюфаундленд, где и приземлился в 16:30. Так как в случае выполнения трансатлантического перелёта до Шаннона продолжительность работы экипажа превысила бы установленные нормы, то экипаж с пассажирами остались в Стефенвиле на 12-часовую ночёвку. На следующий день в 04:45 командир передал на диспетчерскую вышку аэропорта о готовности к взлёту, на что диспетчер дал указание следовать к началу взлётно-посадочной полосы 30. Однако когда самолёт занял указанную полосу, ветер уже был курсом 90° и скоростью 9 узлов, поэтому было дано новое указание — следовать к полосе 7 для взлёта в восточном направлении. Ночное небо в это время было покрыто сплошной облачностью с нижней границей 5000 футов (1,5 км), причём не было видно ни луны, ни звёзд, видимость достигала 10 миль.

Стоит отметить, что на продолжении осевой линии полосы 7 происходит повышение местности, поэтому при взлёте с этой полосы самолёты затем должны поворачивать вправо, чтобы избежать этого горного района. В 05:00 с 31 пассажиром, включая 12 женщин и 6 детей, и 8 членами экипажа на борту самолёт взлетел с полосы 7 с магнитным курсом 70° и направился в сторону кромешной тьмы, стоявшей к северо-востоку от аэропорта. Через минуту диспетчер запросил у экипажа подтверждение о выполнении взлёта, а также сообщить их высоту. На это с самолёта ответили «Подождите», что стало последним радиосообщением с борта NC90904. Через 2 минуты 30 секунд с момента взлёта в 05:03 в диспетчерской увидели в темноте появившееся пламя, которое находилось практически на продолжении продольной оси полосы 7 и примерно в 7 милях от её торца. Диспетчер тут же попытался связаться с только что взлетевшим самолётом, но тот молчал. После нескольких неудачных попыток было объявлено о катастрофе самолёта, после чего базирующиеся тут же в аэропорту американские ВВС начали поиски разбившегося лайнера. Через несколько часов первый поисковый отряд добрался до места катастрофы. На высоте 1160 футов (354 метра) лайнер врезался в гору Харе-Хилл (англ. Hare Hill) близ вершины и полностью разрушился, при этом все 39 человек на его борту погибли. На то время это была крупнейшая катастрофа самолёта на всём североамериканском континенте.

Причины

Согласно заключению следственной комиссии, катастрофа произошла из-за неправильных действий экипажа, который после взлёта продолжал сохранять направление, в результате чего вскоре оказался в возвышенной местности, где не смог сохранять безопасную относительную высоту (над окружающей территорией).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!