Дом муз


«Дом муз» — музей современного искусства в городе Ярославле, созданный в 1989 году членом Союза художников СССР, заслуженным художником Российской Федерации Ариадной Соколовой (1925-2013). С 2010 года стал филиалом Музея истории города Ярославля. Имеет обширную коллекцию произведений современного искусства. Расположен в здании, являющемся памятником истории и культуры областного значения.

Появление

Бывший особняк Николая Бибикова — хирурга и большого книжника, ставшего автором одного из поэтических переложений «Слова о полку Игореве», выполненный в стиле романтического модерна, со стрельчатыми арками и готическими окнами, был сооружён из красного кирпича в 1908 году. Он использовался как для проживания врача с семьёй, так и для приёма пациентов. После революции дом № 23а по улице Чайковского отдали под «коммуналку», и в конце 1980-х стали расселять, чтобы снести. К счастью, этому воспротивилась городская общественность, и здание сохранили, придав ему статус памятника истории и культуры областного значения. Однако что делать со старинным домом дальше, городские власти не знали.

Весной 1989 года здание посетила ярославская художница Ариадна Соколова и была очарована следами уходящей красоты: стильного вида дубовой лестницей на второй этаж, анфиладой комнат, живописностью освещения сквозь высокие стрельчатые окна. Так у неё родилась идея открыть в здании ярославский музей современного искусства «Дом муз».

Ходатайство об использовании старого особняка под эти цели вместе с Ариадной Соколовой подписали актриса и депутат Наталья Терентьева, доцент Ярославского педагогического института Владимир Жельвис, искусствовед, нынешний заместитель директора Музея истории города Николай Корсиков и руководитель знаменитого ансамбля «Барокко» Игорь Попков, а также ряд учителей, врачей и инженеров. Было объявлено о создании культурно-просветительского общества «Искусство, литература, музыка», которое начнёт восстанавливать дом, а затем развернёт в нём творческую деятельность. Самые смелые выдвигали даже план создания целого «городка искусств», куда кроме «Дома муз» планировалось включить расположенный неподалёку Центр белорусской культуры. Музей М. Богдановича и выставочную площадку под открытым небом.

Ярославский горисполком пошёл навстречу инициативе и во второй половине 1989 года отдал здание под «Дом муз», освободив его от арендной платы, но сохранив за пользователем обязанность осуществлять коммунальные платежи и платежи за электричество.

Затем усилиями добровольцев были сломаны гнилые коммунальные перегородки, осушен подвал и восстановлена система отопления, отциклёван старый паркет, а перед входом, на тротуаре, камешками выложен придуманный Ариадной Леонидовной лозунг: «Искусство — это сила, красота и ум народа».

На этапе становления «Дому муз» сильно помогал тогдашний глава Кировского района Ярославля Владимир Ковалёв. Кроме него, если верить табличке на самом здании, энтузиастов поддерживали мэр города Виктор Волончунас и его заместитель Валерий Величко, начальник управления культуры мэрии Валентина Зарецкая, председатель областного комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов и хранительница фондов Ярославского художественного музея Надежда Воинова (ныне Кукушкина).). Известно также о помощи, которую оказывала «Дому муз» Ярославская Торгово-промышленная палата.

Благодаря совместным усилиям, параллельно с ремонтом, в здании к исходу 1990 года появилась картинная галерея, начали проходить творческие вечера, а в осушенном подвале планировалось открыть музыкальное кафе.

1990—1994

Экспозиции учреждения состояли из работ «раннего» И. Глазунова, полотен М. Кичигина и В. Кузнецовой-Кичигиной, М. Касаткина, К. Коровина, А. Васнецова, М. Реутова, Л. Благинина, А. Синько, акварелей американского художника Даниела Вулсона, скульптур, фисгармонии, старинной мебели, колоколов, икон, светильников, предметов городского и крестьянского быта, игрушек и даже детских рисунков. Широкая лестница носила имя Вертинского, а на видном месте лежала соломенная шляпа знаменитого художника-авангардиста, одного из мастеров Серебряного века Натана Альтмана.

Кроме того, «Дом муз» уделял внимание популяризации творчества непрофессиональных художников. Так, здесь демонстрировались картины женщины Лены, которая после автокатастрофы девять лет пролежала парализованной, а затем через силу стала рисовать на библейские темы, рисунки завхоза самого «Дома Муз» Валентины Коробейниковой, а также коллекция акварельных копий леонардовской Джоконды, сделанных одной из жительниц села Татищев Погост Ростовского района Ярославской области.

В сентябре 1991 года, отвечая на вопросы корреспондента ярославской городской молодёжной газеты «Пресс-клип», Ариадна Соколова сообщала, что в здании начала работать литературная гостиная с мягкой мебелью, камином и старинным фортепиано, в которой «уже звучали произведения Моцарта, читали при свечах Ахматову, слушали песни замечательной кээспешницы Ольги Сорокиной», и заявляла о планах открыть после ремонта ещё четыре комнаты, где посетители увидят образцы детского творчества, старого и современного прикладного искусства, а также выставку китайских мастеров. При этом она отмечала:

Новое негосударственное учреждение культуры быстро стало популярным у представителей творческой интеллигенции и просто гостей города. Кандидат искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ Евгений Ермолин писал:

В 1994 году за активную творческую деятельность, а также создание «Дома муз» постановлением губернатора Ариадна Соколова была удостоена областной премии им. А. М. Опекушина III степени.

1995—2006

Однако уже в середине девяностых годов положение «Дома муз» стало осложняться: власти утратили к нему интерес, исчезла и большая часть спонсоров. В это же время фактически распалось культурно-просветительское общество «Искусство, литература, музыка». На его месте была зарегистрирована Ярославская городская общественная организация «Музей современного искусства „Дом муз“», учредителями которой, помимо Ариадны Соколовой, выступили областное отделение ВООПИиК и Ярославская организация Союза художников России.

После этого был заключен новый договор, согласно которому Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля передавал здание, находящееся на балансе управления культуры мэрии в безвозмездное пользование городской общественной организации. Однако за последней была оставлена обязанность оплачивать коммунальные расходы — и, учитывая малочисленность общественной организации, содержание дома фактически легло на плечи самой художницы. В итоге осенью 1997 года областная газета «Северный край» отмечала:

Тем не менее, деятельность «Дома Муз» продолжалась. На рубеже столетий Ариадна Соколова, например, выдвинула лозунг: «То, что произведено человеком — уже искусство», и расширила экспозицию за счёт шедевров, сделанных из картонной и пластиковой упаковки, а также других артефактов вроде куска резины, случайно похожего на профиль Пушкина.

Корреспондент областной газеты «Северный край» Татьяна Егорова, характеризуя работу Ариадны Леонидовны, отмечала:

Между тем, проблемы с дефицитом средств продолжали шириться. Так, по состоянию на 2001 год, только за тепло у «Дома муз» накопились семилетние долги на сумму 45 тысяч рублей. Чтобы погасить их, Ариадна Соколова предложила руководству «Ярэнерго» бартер — два своих индустриальных пейзажа, оценённых экспертами Ярославского художественного музея как раз в эту сумму. О реакции предприятия-монополиста источники умалчивают. Из-за отсутствия средств Ариадна Леонидовна была вынуждена отказаться также от услуг сторожа и завела вместо него несколько собак — как сама говорила, «похожих на овчарок».

К 2002 году таких собак было уже пять. Корреспондент областной газеты «Северный край» отмечал:

К финансовым проблемам прибавились бытовые. Дело в том, что «Дом Муз» расположен в низине, которую весной постоянно заливают талые воды. Собственно, именно из-за них, подтапливающих фундамент, здание и было в своё время расселено. Поэтому Ариадна Соколова несколько лет сама таскала в рюкзаке камни и построила собственными руками бордюр-дамбу, не позволяющую талой воде обступать здание и заболачивать окружающую территорию. Как раз после этого стало возможным осушение подвала, да и в самом здании влажность существенно уменьшилась.

Однако в апреле 2002 года ярославское ЖСК «Медик-3» начало возведение в соседнем дворе нового элитного дома. Чтобы обеспечить быстрый ход строительства, потребовалась подъездная дорога, которую инициаторы без согласования с проектной организацией — НИИ «Ярославльгражданпроект» — присыпали прямо за «Домом муз». Как следствие, бордюр-дамба оказалась сломана, и талые воды стали всё сильнее заболачивать территорию вокруг здания. Это вызвало бурный рост травы и кустарников, при том, что благоустраивать придомовой участок у одинокой пожилой художницы не было сил. Одновременно от решения вопроса устранились практически все организации, ответственные за содержание территории — от Горзеленхоза до РЭУ.

Однако главной бедой было все же растущее внимание к зданию со стороны различных претендентов. Профессор ЯГПУ Евгений Ермолин отмечал:

«Дом муз» ночью

Несмотря на это, работа в Доме муз продолжалась: так, в 2002 году каждую субботу в 15.00 Ариадна Соколова открывала здание для желающих, хотя в остальное время посещение музея было возможно только по предварительной договорённости с самой художницей. В том же 2002 году она вновь устроила персональную выставку в Ярославле, а со 2 июля по 10 августа 2003 года её выставка прошла в московском Центральном доме художника.

2 февраля 2004 года Указом Президента РФ за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства Ариадна Соколова была удостоена звания «Заслуженный художник Российской Федерации». Высокая награда наверняка предусматривала и многолетние старания Ариадны Леонидовны по благоустройству «Дома муз». Но материальных проблем это, увы, не решило.

Новые неприятности принёс построенный неподалёку «Макдоналдс»: вместе с пищеотходами появились и крысы, которые часто забегали в музей современного искусства. От грызунов стали страдать экспозиции, и Ариадна Соколова была вынуждена завести несколько котов. Они, впрочем, стали таким же непременным атрибутом «Дома муз», как сами картины.

Наблюдая за растущими трудностями «Дома муз», ответственные лица подсказывали Ариадне Леонидовне разные варианты решения проблем. Начальник управления культуры мэрии Ярославля Валентина Зарецкая вспоминала:

Директор Музея истории города Ярославля Владимир Извеков сообщал:

Председатель областного отделения Союза художников Александр Карих подчёркивал:

Исходя из стремления сохранить творческую свободу, отказалась Ариадна Леонидовна и от предложения Ярославского художественного музея сделать «Дом муз» своим филиалом.

2007—2008

Весной 2007 года уроженка Ярославля, выпускница ВГИКа и мастерской Петра Тодоровского Полина Варази сняла на киностудии «Точка зрения» посвящённый деятельности Ариадны Соколовой и «Дома муз» документальный фильм «Нить Ариадны». Его премьерный показ прошёл 4 июня в Ярославском киноклубе на ул. З. Космодемьянской, после чего зрители встретились и с режиссёром, и с самой художницей.

На этом этапе новым стимулом для развития «Дома муз» стало сотрудничество с областным творческим объединением «Lift-проект». Так, 24 июня 2007 года в саду «Дома Муз» состоялось празднование Дня рождения Ариадны Соколовой, организованное объединением «Lift-проект», подарившем Ариадне коробку с игрушками, а посетившие мероприятие члены ярославского объединения практикующих архитекторов «Кромбит Траксорм» возвели, пользуясь подручным материалом, «башню Татлина». 2 июля 2007 года в саду «Дома муз» прошёл организованный ярославским киноклубом «lift.кино» открытый просмотр мультфильмов М. Алдашина, Ю. Норштейна и М. Дудок де Вита.

15 августа 2007 года в «Доме муз» за круглым столом собрались участники проводившегося в Ярославле с 7 по 23 августа под патронажем отдела международных связей мэрии Ярославля и мэрии города Пуатье (Франция) российско-французского проекта «Si pres du loin / Так близко, что далеко». Актёры, фотографы, архитектор и режиссёр искали ответ на вопрос, чем они могут быть полезны друг другу, а вместе — городу, который готовится к тысячелетию, и 21 августа изложили свои идеи представителям местной власти.

19 октября 2007 года в «Доме муз» провела несколько мастер-классов по художественному переводу Кэрол Девис — известный языковед, специалист американской литературы и давняя поклонница России.

13-16 декабря 2007 года в «Доме муз» проходила мастерская Полины Варази по текке — технике мокрого и сухого валяния шерсти для создания игрушек, украшений и произведений искусства.

Стараясь поддержать новых союзников, Ариадна Соколова возвела для постановок молодёжного экспериментального театра во дворе «Дома Муз» павильон, представлявший собой гаражный бокс с приставленным к нему коммерческим ларьком старого образца, над которыми был деревянный купол со стеклянными окнами.

В 2008 году Ярославский художественный музей начал реализацию проекта «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции», который был отмечен грантом губернатора области, посвящался грядущему тысячелетию Ярославля и проходил в рамках межрегиональной культурной программы «Дружеское послание». Среди семи музеев, предоставивших для проекта произведения из своих фондов, значился и ярославский «Дом муз».

С 5 по 8 марта 2008 года в «Доме муз» были организованы творческие мастерские Полины Варази по сухому и сырому валянию шерсти для создания произведений искусства, а также росписи и декорирования маек.

22 марта и 12 апреля 2008 года в «Доме муз» прошла творческая мастерская Александры Шуниковой по изготовлению hand-made открыток.

8 июня 2008 года в «Доме муз» работали творческие мастерские по изобразительному искусству, композиции, инсталляции и дизайну, организованные ярославским общественным объединением «Lift-Проект».

К сожалению, дальнейшему осуществлению акций творческой молодёжи на базе «Дома муз» мешали и немощи пожилой художницы, из-за которых в последний момент переносились уже запланированные мероприятия, и трепетное отношение Ариадны Соколовой к самим предметам, наполнявшим здание. Руководитель «Lift-Проект» Юлия Кривцова сообщала:

2009

По мере того, как подходил к концу срок договора о безвозмездном пользовании зданием «Дома муз», на него всё чаще стали обращать внимание сомнительные личности. «К Ариадне Соколовой постоянно приходят какие-то люди и пытаются дом захватить, поэтому она боится любых посетителей», — сообщала руководитель «Lift-Проекта» Юлия Кривцова.

Неудивительно, что уже в феврале 2009 года пошли слухи, будто здание «приглядел» себе находящийся рядом развлекательный центр «Смирнов». Никак не комментируя это, специалист комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, куратор по аренде Марина Белоухова, однако, отмечала:

Таким образом, был получен «первый звонок» о возможном выселении из здания, и архитектор-реставратор, председатель областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов отметил:

30 апреля 2009 года срок договора на пользование зданием закончился и Ариадну Соколову проинформировали, что перезаключать его с городской общественной организацией «Дом муз» ярославские власти не будут. Одновременно здание было снято с баланса управления культуры мэрии. Комментируя ситуацию, заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля Тарас Потолов сообщил:

Он же не стал скрывать, что здание готовится к приватизации, и в ноябре-декабре 2009 года его должны выставить на торги.

Любопытно, что такое смелое заявление было сделано без учёта одного важного фактора. Ведь дом является памятником истории и культуры областного значения, и, по законодательству, процесс приватизации требовалось согласовать с областным комитетом историко-культурного наследия. Однако, по словам его председателя Юрия Аврутова, даже по состоянию на осень сделано этого не было.

Получив информацию о нежелании мэрии перезаключать договор с городской общественной организацией «Дом муз» о пользовании зданием, Ариадна забила тревогу: она направила письмо губернатору Ярославской области — но понимания не нашла, а ещё одно её письмо, адресованное руководству ЮНЕСКО, «застряло» в Москве. Сама 84-летняя художница подчеркивала:

Единомышленники Соколовой также просили защиты «Дома муз» у разных структур, вплоть до специализированных изданий вроде журнала «Тара и упаковка» — поскольку в своё время он первым заметил, что именно из отходов упаковки состоит внушительная часть экспозиции Дома Муз. В ответ редакция сообщала:

Во второй половине октября скандал с возможным выселением «Дома муз» выплеснулся сперва в ярославские интернет-сообщества, а оттуда — на страницы газет, представители которых стали просить у чиновников разъяснений. Начальник управления культуры мэрии Ярославля Валентина Зарецкая комментировала, например, сложившуюся ситуацию следующим образом:

Областная газета «Северный край» обращалась за разъяснениями и к начальнику Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля Владимиру Кускову, который, по оценке журналиста, «с некоторой долей раздражения» ответил:

Нетрудно заметить пробел в рассуждениях данного чиновника, понимающего под «учреждениями культуры» только привычные ему муниципальные учреждения — в то время, как по закону, учреждения культуры могут иметь и государственную, и муниципальную, и коммерческую, и общественную формы. При этом любопытно, что в городе по-прежнему не хватает площадей под культурную деятельность. Понятно, почему обсуждая возможную судьбу «Дома муз», куратор знаменитого ярославского арт-проекта «Иные» Владимир Гаврилов, например, подчёркивал:

Директор Музея истории города Ярославля Владимир Извеков также выразил солидарность с коллегой, сообщив, что было бы замечательно на первом и втором этажах дома организовать экспозицию и выставочные залы современного искусства, а подвал отдать под арт-кафе. Он отмечал:

Корреспондент федерального портала «Роскультура» Ирина Саминская также сообщала:

По состоянию на конец октября 2009 года ситуация с возможным выселением «Дома муз» из здания окончательно разрешена не была.

12 ноября 2009 года в мэрии Ярославля проходили общественные слушания по проекту городского бюджета на 2010 год. Корреспондент Агентства национальных новостей Евгений Мухтаров задал вопрос о судьбе «Дома муз» непосредственно мэру Ярославля. Глава города Виктор Волонунас, увы, лишь подтвердил опасения за судьбу уникального музея современной живописи. Он сообщил:

13 ноября 2009 года «Агентство национальных новостей» отмечало:

Через некоторое время Ариадна Соколова обратилась за поддержкой к Зурабу Церетели.

19 ноября 2009 года на имя мэра Ярославля Виктора Волончунаса было подготовлено коллективное письмо от имени Президента Российской академии художеств Зураба Церетели и 30 членов президиума организации, из которых двое — Герои Социалистического труда, 28 человек — лауреаты Государственных премий, 19 человек являются профессорами различных вузов, 25 человек носят звание народных художников СССР, РСФСР или РФ, семеро имеют звание заслуженных художников, а четверо членов президиума удостоены персональных благодарностей и премий Президента Российской Федерации. В обращении отмечалось:

25 ноября 2009 года представитель инициативной общественной группы по спасению «Дома муз» Виктория Титова передала помощнику мэра Ярославля указанное письмо, а также обращение Ариадны Соколовой на имя главы города, где отражалось принципиальное согласие передать управлению культуры Ярославля всю коллекцию и имущество общественной организации "Музей современного искусства «Дом муз» при условии, что они будут сохранены в прежнем здании, которое, в свою очередь, станет филиалом Музея истории города Ярославля. Одновременно депутат муниципалитета Евгений Урлашов на заседании комиссии по социальной политике муниципалитета г. Ярославля озвучил письмо в защиту «Дома муз», полученное от президента и членов президиума Российской Академии художеств.

26 ноября 2009 года мэр Ярославля отменил прежнее решение о выставлении «Дома муз» на торги, и поручил начальнику Управления культуры Валентине Зарецкой вместе с директором Музея истории города Ярославля Владимиром Извековым срочно встретиться с Ариадной Соколовой для уточнения, действительно ли она готова передать коллекцию городу при условии, если «Дом муз» станет филиалом Музея истории Ярославля. Встретившись с Соколовой, они получили принципиальное подтверждение этой информации.

7 декабря 2009 года развитие событий вокруг «Дома муз» и Ариадны Соколовой стало темой прямого утреннего эфира радиостанции «„Эхо Москвы“ — Ярославль». В обсуждении приняли участие гости: директор Ярославского джаз-центра Игорь Гаврилов, архитектор Сергей Кремнев, журналист Евгений Мухтаров.

2010

1 февраля 2010 года на утренней планерке муниципального учреждения культуры «Музей истории города Ярославля» было официально объявлено, что «Дом муз» переходит на баланс управления культуры мэрии Ярославля и передаётся Музею истории города в качестве филиала, а на ремонт здания и прокладку отопления по второму этажу планируется за текущий год потратить 1,5 млн руб.

Следом эту же информацию подтвердил заместитель мэра по вопросам социальной политики и культуры Андрей Мурашова: «уже принято решение передать его [музей „Дом муз“] в ведение Музея города Ярославля. Здание останется в муниципальной собственности».

17 февраля 2010 года был назначен директор филиала «Дом муз» Музея истории г. Ярославля. Новым руководителем стала Полина Варази.

7 сентября 2010 года состоялась презентация «Дома муз» после «большой уборки».

2016

Вторую жизнь ярославский центр современного искусства получил благодаря местному меценату Олегу Жарову, взявшему на себя расходы по реставрации здания из красного кирпича, построенного в стиле романтического модерна. Для всех, кто переживал за судьбу «Дома Муз», это стало настоящим подарком к новому, 2016 году.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!