Хаифа аль-Мансур (араб. هيفاء المنصور, род. 10 августа 1974 года в округе Эш-Шаркия, Саудовская Аравия) — саудовская кинематографистка, первая женщина-режиссёр Саудовской Аравии, лауреат ряда кинопремий и автор первого фильма, поданного от страны на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Родилась восьмым ребёнком в семье известного саудовского поэта Абдул Рахмана аль-Мансура, имеет одиннадцать братьев и сестёр. Провела детство и юность в Эль-Хуфуфе. Получила либеральное воспитание от отца, который и привил ей вкус к кино в условиях запрета в стране кинотеатров, показывая ей видеофильмы.
При поддержке отца получила высшее образование в Американском университете в Каире (Египет), окончив его в 1997 году со степенью бакалавра по сравнительному литературоведению. Позднее продолжила образование на факультете искусств и общественных наук Сиднейского университета (Австралия), получив степень магистра по режиссуре и киноведению .
Кинематограграфическая карьера Хаифы началась с короткометражных фильмов Who?, The Bitter Journey и The Only Way Out, последний из которых был удостоен премий на фестивалях Объединённых Арабских Эмиратов и Нидерландов. За ними последовала документальная лента Women Without Shadows, посвященная скрытым сторонам жизни женщин в арабских государствах Персидского залива. Фильм был показан на 17 международных кинофестивалях и был удостоен «Золотого кинжала» за лучший документальный фильм на кинофестивале в Маскате (Оман) и «особого упоминания» на 4-м Фестивале арабского кино в Роттердаме.
Первый снятый Хаифой аль-Мансур полнометражный фильм «Ваджда» (снятый по её же сценарию) стал дебютным ещё в нескольких аспектах и для кинематографа Саудовской Аравии в целом — как первый полнометражный фильм, снятый режиссёром-женщиной и как первый художественный фильм вообще (любого режиссёра), полностью снятый на территории Саудовской Аравии. Фильм был снят при поддержке продюсерской компании Rotana, принадлежащей члену саудовского королевского дома принцу Аль-Валиду, и продолжил тему гендарного неравенства, уже затронутую кинематографисткой в Who? и Women Without Shadows, на фоне неоднократных выступлений женщин королевства против запрета им пользоваться личным транспортом. В ходе съёмок режиссёр также испытала на себе действие гендерных законов, вынужденная управлять внешними съемками из фургончика киностудии, отслеживая процесс по монитору и общаясь с помощниками и актёрами через уоки-токи.
Мировая премьера фильма состоялась на 69-м Венецианском кинофестивале. впоследствии фильм был удостоен ещё ряда фестивальных показов и премий, в частности, стал первым фильмом Саудовской Аравии, заявленным на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, хотя и не достиг шорт-листа номинации. Впоследствии Хаифа аль-Мансур издала новеллизацию своего сценария в виде повести «Зелёный велосипед», также положительно встреченной критикой.
В 2014 году сообщалось о её планах поставить романтическую драму под рабочим названием A Storm In The Stars о писательнице Мэри Шелли. Фильм позднее получил название «Красавица для чудовища», премьера которого состоялась в сентябре 2017 года на Кинофестивале в Торонто.
Помимо собственной работы над фильмами, Хаифа аль-Мансур участвует как киновед в жюри кинематографических премий, в частности, она возглавила жюри премии Opera Prima имени Луиджи де Лаурентиса 70-го Венецианского кинофестиваля и вошла в жюри программы «Особый взгляд» 68-го Каннского кинофестиваля.
Хаифа аль-Мансур замужем за американским дипломатом, мать двоих детей. Последние несколько лет вместе с семьёй живёт в Бахрейне.
Работа Хаифы аль-Мансур с противоречивыми сторонами традиций и законов мусульманских государств Персидского залива встречала неоднозначные оценки. На родине на неоднократно получала угрозы и критику, оценивающую её творчество как неуважительное к исламу, отвечая на это отрицанием таких подозрений, но при этом заявляя, что Саудовской Аравии необходимо более критическое отношение к своим обычаям и культуре. В то же время часть аудитории одобряла её работы, стимулирующую обсуждение важных вопросов, обычно умалчиваемых как табу. Одним из событий, связываемых рядом источников с влиянием её фильмов, стало произошедшее после успеха фильма «Ваджда» смягчение запрета женщинам ездить на велосипедах.
Ниже представлен неполный список номинаций и наград режиссёра (преимущественно подтвержденные официальными сайтами фестивалей либо авторитетной прессой):
За документальный фильм Women Without Shadows (2005)