Бутад


Бутад из Сикиона, Бутад Сикионский, иногда также ошибочно называемый Дибутадом — мифологический персонаж, древнегреческий гончар, с именем дочери которого, согласно легенде, изложенной Плинием Старшим в «Естественной истории», связано изобретение живописи.

Легенда, изложенная Плинием, гласит, что в Коринфе, где они с отцом жили, дочь Бутада влюбилась в прекрасного юношу. Расставаясь с возлюбленным, отправлявшимся в путешествие, дочь Бутада усадила его рядом с масляной лампой и обвела углём тень от головы юноши, которая появилась на стене от пламени лампы. Так была изобретена живопись.

Позднее её отец по этому контуру вылепил лицо юноши из глины и обжёг его вместе с другими своими изделиями, которые обычно изготовлял.

Восприятие легенды, изложенной Плинием, позднее претерпело ряд трансформаций. Если сам Плиний, видимо, полагал, что рассказывает в первую очередь об изобретении лепки фигур из глины, то художников эпохи ампира (конец XVIII — начало XIX века) привлёк сюжет об изобретении живописи девушкой, желавшей запечатлеть внешний облик своего возлюбленного. В таком виде легенда о дочери Бутада, которую стали называть Кора или Каллироя, была запечатлена на целом ряде картин эпохи ампира.

В частности, к этому сюжету обращались один из крупнейших французских художников эпохи, Жан-Батист Реньо, и директор Прусской академии художеств Эдуард Даге. Несколько позже, в 1840-х годах, при строительстве Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, приглашённый из Германии архитектор Лео фон Кленце разместил там, в частности, Галерею истории древней живописи, которую художник Иоганн Георг Хильтеншпергер украсил многочисленными настенными панелями, посвящёнными истории живописи и скульптуры в античное время. На одной из панелей была изображена и легенда о дочери Бутада. Эту настенную панель, наряду с другими, и сегодня можно увидеть в галерее (Государственный Эрмитаж, зал № 241).

Галерея

  • Эдуард Вильгельм Даге. Изобретение живописи. 1832. Старая национальная галерея, Берлин

  • Иоганн Георг Хильтеншпергер. Легенда о дочери коринфского гончара Бутада. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Галерея истории древней живописи, настенная панель, 1845—1848 годы

  • Пьетро Антонио Новелли (1729—1804). Калирия, дочь Дибутада. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Рисунок поступил в 1925 году из собрания князей Юсуповых.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!