Джизак


Джизак (узб. Jizzax/Жиззах) — административный центр Джизакской области Узбекистана, город областного подчинения. Экономический, научно-образовательный и культурный центр области, крупный транспортный узел. Город расположен на трассе между Ташкентом и Самаркандом.

Этимология

По одной из версий, название города происходит от согдийского слова «Дизак» (согд. Dizak), что означает «небольшая крепость», «маленький форт».

История

Джизак возник в оазисе на месте пересечения древних караванных дорог на Великом шёлковом пути из Ферганской долины и Ташкентского оазиса в Самарканд.

Первое известное упоминание поселения под названием Дизак датировано Х веком н. э. В сочинениях арабских географов и путешественников Ибн-Хаукаля и Аль-Мукадасси оно упоминается в статусе города в области Факнон в древней стране Уструшана, существовавшей с IV по IX века н. э.

В VIII веке Уструшану достигли арабские завоеватели, включившие территорию во владения Арабского халифата. В 893 году Уструшана, как отдельное владение, была ликвидирована Саманидами и в X веке включена в состав их державы.

В XI—XII веках находился в государствах Караханидов и Хорезмшахов. В 1220 году подвергся нашествию войск Чингисхана, повлекшему истребление населения и полное разрушение города, в результате чего Джизак пришёл в упадок.

В XIV—XV веках возродился в составе государства Тимура. С 1500 по 1599 годы Джизак входил в Бухарское ханство, возглавляемое узбекской династией Шейбанидов, а затем Аштарханидов.

Города Джизак и Ура-тюбе часто переходили из рук в руки, фактически оставаясь независимыми. Главенствующую роль в этом районе играла знать узбекских племён кырк и юз.

С 1756 по 1866 годы Джизак был в составе Бухарского эмирата, возглавляемого узбекской династией Мангытов.

К началу 1860-х годов Джизак представлял собой административный центр Джизакского бекства, окружённый двойной стеной и глубоким рвом. Население города насчитывало 20 000 человек.

11 октября 1866 года Джизак был взят в осаду русским отрядом численностью 2000 человек под командованием генерала Д. И. Романовского. Спустя 7 дней город пал в результате штурма.

В 1887 году Джизак стал уездным городом Самаркандской области. В 1916 году Джизак был одним из центров Туркестанского восстания.

В 1917 году в Джизакской области родился Шараф Рашидов, впоследствии 24 года руководивший Узбекской ССР.

В советский период город был перестроен, возведены промышленные предприятия, увеличилось население. 29 декабря 1973 года Джизак стал административным центром образованной Джизакской области.

После упразднения Джизакской области 6 сентября 1988 года являлся центром Сырдарьинской области до 16 февраля 1990 года, когда Джизакская область была восстановлена.

Названия кварталов города Джизака (Кипчак, Канглы, Сарай, Раваллик) напоминают, что в древние времена на этой территории проживали родоплеменные группы, впоследствии положившие начало узбекскому этносу.

География

Площадь города — около 100 км² (9640 га). Джизак расположен в долине реки Санзар у северного подножия гор Нуратау, южнее Мирзачульской степи.

Он находится в 180 км к юго-западу от Ташкента и в 90 км к северо-востоку от Самарканда. Город граничит с Джизакским и Галляаральским районами Джизакской области.

Климат

В городе Джизаке климат умеренно теплый. По системе Кеппен-Гейгера его можно класиффицировать, как Средиземноморский (Csa). Среднегодовая температура находится в пределах +15/+16 °C.

Летом выпадает значительно меньше осадков, чем зимой (в виде снега). В среднем в течение года наблюдается относительно небольшое количество осадков — 370 мм.

Население

Численность населения города по состоянию на 1 января 2014 года составляла 165 000 человек. Подавляющую часть населения составляют узбеки.

Число жителей города постоянно растёт, что связано с общим ростом населения страны, а также с тем, что город в качестве административного центра является притягательным для населения своей и приезжих из других областей.

Национальный состав на 2011 год: узбеки — 140 700 человек (87,8 %), русские — 6300 человек (3,9 %), таджики — 2720 человек (1,7 %), остальные (в том числе казахи, татары, украинцы, киргизы и другие) — 10 600 человек (6,6 %).

Образование

  • Джизакское высшее военное авиационное училище (ДВВАУ) — подготовка офицерских кадров для Вооружённых Сил Республики Узбекистана, школа лётчиков высокого класса. Образована в сентябре 1994 года по инициативе президента Республики Узбекистан — Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами под руководством министра обороны Республики Узбекистан.
  • Джизакский политехнический институт.
  • Джизакский государственный педагогический институт.

Культура

  • Мемориальный музей Шарафа Рашидова.
  • Краеведческий музей.
  • Драматический театр имени Юнуса Ражаби.

В Джизаке находится детская железная дорога (одна из трёх в Узбекистане). Это достаточно крупный транспортный объект и достопримечательность города, находящаяся в парке «Истиклол».

Спорт

Джизак — город с давними спортивными традициями и активно развивающимся профессиональным спортом. Развитие спорта курирует Управление культуры и спорта Джизакской области.

Футбол

В городе имеется футбольный клуб «Согдиана» (в 1970—1972 и 1975—1976 годах назывался «Джизак»). Он проводит домашние матчи на стадионе спорткомплекса «Согдиана» — многоцелевой арене, перестроенной в 2015 году и рассчитанной теперь на 11 650 зрителей (ранее — стадион «Центральный», «Джизак»).

Транспорт

Джизак — крупный транспортный узел. Через город проходят железная и автомобильная дороги, соединяющие центральные и западные области с восточными областями Узбекистана.

Вдоль долины реки Санзар проходит автодорога «Большой узбекский тракт», соединяющая два крупнейших города и две столицы Узбекистана: современную и древнюю — города Ташкент и Самарканд.

Через город Джизак проходит электрифицированная железнодорожная линия, соединяющая города Ташкент и Самарканд, проходящая через город Хаваст. Ранее также была не электрифицированная железнодорожная линия, проходящая через станцию Сырдарьинская, которая перестала функционировать с 1990-х годов.

До 2010 года в городе действовала троллейбусная транспортная сеть. В настоящее время троллейбусы заменены на более мобильный и современный общественный транспорт, представленный автобусами, выпущенными Самаркандского автомобильного завода Самаркандским автомобильным заводом SAZ на шасси Isuzu и маршрутными такси на базе микровэнов Daewoo Damas.

Хокимы

  • Кобилов Асрор Аскарович (03.2009—16.09.2016),
  • Тухтаев Абдукаххар Хасанович (16.09.2016—27.04.2017),
  • Рахмонкулов Акрам Баритдинович (27.04.2017—04.04.2018),
  • Шукуров Акбар Сафарович (с 05.04.2018).
  • Известные уроженцы

    • Лебедев Сергей Николаевич (род. 9 апреля 1948 года) — исполнительный секретарь СНГ (с октября 2007 года), российский разведчик, генерал армии России, директор Службы внешней разведки России (2000—2007).
    • Рашидов Шараф Рашидович (24 октября (6 ноября) 1917, Джизак — 31 октября 1983 года, Ташкент) — советский партийный и государственный деятель, писатель. Руководитель Узбекской ССР на протяжении 24 лет в качестве Первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР (1959—1983).


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
    При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
    Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!