Пасхальное яйцо


Пасхальное яйцо — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх. Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний обычай. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа. Помимо того, красный цвет одновременно указывает и «на царское достоинство Спасителя».

Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины, дерева и т. д. «Пасхальные яйца так называемой императорской серии сегодня являются главным и самым известным символом бренда Фаберже».

У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях.

История

Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далекой древности. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э..

До христианства

Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, которые существовали у славян до принятия христианства. Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть желтка — это мир людей. Нижняя «исподняя» сторона — потусторонний или нижний мир, мир мёртвых, «Ночная страна». Вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, расположены девять сфер (небес). Каждая из этих сфер имеет своё особое предназначение: для Солнца и звёзд; для Месяца; для туч и ветров. «Седьмое небо» славяне считали «твердью небесной», прозрачным дном небесного Океана, в котором сосредоточены запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.

После появления христианства

С появлением христианства в процессе религиозного синкретизма символы древнего языческого поклонения сохранились и были адаптированы для христианской религии. У христиан существует легенда которая гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца, чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, и яйца в ее корзине чудесным образом превратились в багровые, когда она увидела воскресшего Христа. Другая легенда относится к усилиям Марии Магдалины по распространению Евангелия. Согласно ей, после Вознесения Иисуса Христа Мария направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мертвых. Император не понял, тогда Мария Магдалина взяла в руки яйцо со стола, чтобы объяснить. В ответ Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего, говорится, что яйцо окрасилось в красный цвет.

Красные пасхальные яйца являются частью пасхальных обычаев, представляют собой особый тип пасхального яйца, приготовляемого различными православными христианскими народностями, и часто сопровождаются другими традиционными пасхальными блюдами. Испанские пасхальные яйца, называемые хаминадос (исп. huevos haminados), пришедшие из еврейской традиции, готовятся похожим способом. Темно-красные яйца являются традиционными и в Греции, где, согласно обычаям, представляют собою кровь Христа, пролитую на кресте. Западная литература содержит указания на то, что такая практика может происходить из обычаев раннехристианской церкви в Месопотамии, а корнями уходить в античность.

Традиции, обычаи

Религиозное символическое значение

Как указывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, последователи христианства считают, что яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа». Символическое значение яйца в христианских обычаях также описывается в западной религиозной литературе.

Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — водам, желток — земле, «сырость посреде яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.

Как указывают исследователи из Оксфордского университета, пасхальное яйцо, пасхальный кролик и пасхальная лилия — одни из древних символов плодородия (англ. fertility), а праздник Пасхи, отмечаемый ранней весной, связан с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса, или форму других растений, как в случае с Адонисом. Германская богиня плодородия Эостра (др.-англ. Ēastre, др.-в.-нем. Ôstara), возможно, является источником для термина «Пасха» (англ. Easter; нем. Ostern). Согласно древним представлениям у нее был кролик, способный нести яйца. Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern, которое происходит от скандинавского Eostur и переводится как «весна». В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah (ивр. ‏פסח‏‎).

Нынешнее употребление обычая

Обычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке, и хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада. На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы и французы.

У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай расписывать яйца (в частности, его сохранили украинцы и поляки).

Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками.

Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской.

Использование луковой шелухи — самый распространенный способ окраски яиц.

Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами). В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение творога и яиц).

Славянские обычаи

Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху.

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо.

Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трех дней Пасхи разрезал освященное яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак. Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо.

Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо. Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч, а словаки, мораване и чехи — для получения хорошего урожая.

У болгар восточных Родоп перспектива целостности семьи в предстоящем году оценивалась по тому, сохранились ли целыми все яйца, вложенные в пасхальный каравай. Если яйцо лопалось, это считали знаком будущих потерь среди членов семьи.

Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьё крашеными яйцами.

Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья.

Аналоги в других культурах

Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране и Азербайджане, возможно, имеет древние зороастрийские корни. В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола.

Техника украшения яиц

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками. Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.

Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой.

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора.

Скульптурные изображения

В 2010 году в московском парке Красная Пресня было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров.

В 2018 году в преддверии фестиваля «Пасхальный дар» восьмиметровое пасхальное яйцо было установлено в самом центре Москвы — в Камергерском переулке. Ранее яйцо устанавливали на пасхальных фестивалях 2017 и 2016 годов.

Скульптурные изображения пасхального яйца различного внешнего вида устанавливались и в других городах и странах.

Галерея

  • Польская драпанка. 2005

  • Лужицкие пасхальные яйца. 2005

  • Русская традиция нанесения растительного орнамента. 2008

  • Русские узоры пасхальных яиц в России на дореволюционной открытке.

  • Пасхальные яйца и пасхальная церковь на площади. Харьков, 2011

  • Норвежские пасхальные яйца

  • Белорусская писанка

  • Румынская писанка

  • Польская ажурная писанка

  • Украинская писанка



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!