Луганск (укр. Луганськ) — железнодорожная станция Донецкой железной дороги, фактически входит в состав предприятия Луганская железная дорога. Находится на границе Каменнобродского, Артёмовского и Ленинского районов города.
История станции начинается в 1878 году, когда состоялось торжественное открытие Донецкой каменноугольной железной дороги, общая протяжённостью которой составляла 389 верст. Были открыты такие участки, как Никитовка — Дебальцево — Должанская, Дебальцево — Попасная — Краматорск и Дебальцево — Луганский завод, которая подошла к Луганску с юго-запада.
В Луганске создаётся управление и закладывается рядом со станцией железнодорожное училище.
Управление Донецкой железной дороги находилось в Луганске до 1934 года, после управление было перенесено в Артёмовск.
В 1898 году прокладывается участок в северо-восточном направлении Луганск — Миллерово.
В 1917 строится ветка в южном направлении Луганск — Бразоль, которая была разобрана в течение Гражданской войны, а уже в 1921 связка Луганск — Бразоль была восстановлена. Эти три направления: на юго-запад, северо-восточнее и на юг — являются основными направлениями города.
С развитием железной дороги в Луганске тесно связан также и завод Гартмана, ныне Луганский тепловозостроительный завод.
В 2005 году электрифицирован участок Дебальцево — Коммунарск (Алчевск), в 2006 году в Луганск прибыл первый пригородный поезд.
Уже в 2007 году были завершены пятилетние работы по электрификации участка Дебальцево — Луганск. После 2014 года электрификация не производится, станция отключена от тяговых подстанций.
Сейчас весь подвижной состав работает под дизельной тягой.
Старое здание вокзала
Интерьер современного вокзала
Привокзальная гостиница
До лета 2014 года с вокзала станции Луганск отправлялись пассажирские поезда во многие города Украины и ближнего зарубежья, в частности: в Киев, Харьков, Донецк, Одессу, Хмальницкий и Симферополь, а так же в Москву. Пригородные поезда следовали до станций Коммунарск, Дебальцево, Изварино, Попасная, Сватово, Ольховая, Родаково, Лантратовка. С началом боевых действий все пассажирские и большинство пригородных поездов было отменено. По мере стабилизации ситуации движение поездов было восстановлено в незначительном объеме — в настоящее время курсирует один пассажирский поезд до станции Ясиноватая и три пригородных поезда до станции Мануиловка. Станция отключена от электрификации.
В 1980 году на расстоянии около 600 м от старого железнодорожного вокзала было построено нынешнее здание вокзала, имеющее форму гиперболического цилиндра.
В комплекс просторного нового вокзала входит:
Железнодорожный вокзал является конечной остановкой некоторых городских и пригородных маршрутов.
Единовременная вместимость вокзала дальних и местных пассажиров составляет 1500 человек.
В здании вокзала находятся: