Электровоз KZ8A — магистральный грузовой электровоз переменного тока, разработанный компанией Alstom Transport по заказу АО «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“» (КТЖ), национального оператора Казахстанских железных дорог. Прототип первого электровоза создан в 2010 году и имел рабочее название Prima-Ru, затем Prima-Kz. Целью создания данного электровоза является замена 520 единиц грузового электровоза ВЛ80 в Казахстане до 2020 года.
В 2010 году Қазақстан темір жолы во время проведения Петербургского международного экономического форума заключила трехсторонний договор с компанией Alstom Transport на разработку проекта, создание прототипа и дальнейшую сборку грузовых восьмиосных электровозов и четырёхосных электровозов и с компанией ЗАО «Трансмашхолдинг» для содействия при выпуске электровозов на территории Республики Казахстан.
Восьмиосные грузовые электровозы получили условную аббревиатуру KZ8A, по аналогии с уже существующим пассажирским электровозом KZ4A, разработанным компанией Siemens AG, а четырёхосный пассажирский электровоз получил аббревиатуру KZ4At (t — отличительная маркировка пассажирского электровоза, разработанного компанией Alstom Transport).
Расшифровка аббревиатуры следующая: KZ — международное сокращение Казахстан; 4 или 8 — количество осей; латинская буква А означает наличие асинхронных тяговых двигателей.
Основная цель создания грузового электровоза KZ8A — замена 500 отслуживших свой срок новочеркасских электровозов ВЛ80 серий С и Т, эксплуатирующихся на территории Республики Казахстан.
В том же 2010 году компания ЗАО «Трансмашхолдинг» также заключила договор с компанией Alstom Transport на создание совместного предприятия «ТРТранс», в рамках которого Трансмашхолдингом с использованием разработок Alstom в области привода и экипажной части был создан скоростной двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20.
Для проекта электровоза KZ8A на этапе разработки компания Alstom Transport взяла за основу прототип электровоза PRIMA II, эксплуатирующийся в компании SNCF (для ЭП20 ТРТрансом, вопреки распространённому заблуждению, был взят за основу лишь тяговый преобразователь образца PRIMA II). Также к KZ8A можно отнести следующие особенности:
Основной задачей электровоза является вождение грузовых поездов массой до 9000 тонн.
В 2012г. в г.Астана был открыт завод по производству электровозов на ТОО «Электровоз құрастыру зауыты»
Эксплуатируются с осени 2013 года, приписаны к депо в городе Астана.
Локомотивы станут одними из самых мощных в мире, способные перевозить грузовые поезда массой до 9000 тонн; кроме того, они спроектированы для функционирования в условиях экстремальных температур.
Масса электровозов составит 200 тонн, мощность - 8,8 МВт, максимальная скорость - 120км/ч.
В порту Санкт-Петербурга состоялась разгрузка электровоза KZ8A-0002.
Проморолик — «Готов к любым условиям».