Авиаагрегат (Самара)


ОАО «Авиаагрегат» — российское предприятие в городе Самара, занимающееся проектированием и производством шасси для самолётов различных типов. Входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех».

История

Предвоенные годы (1932—1940)

История завода «Авиаагрегат» началась в 1932 году в посёлке Ступино Московской области. Свою деятельность завод начинал с производства воздушных винтов для авиации тех лет. В марте 1936 года, в связи с обострением международной обстановки и необходимостью развития авиационной промышленности, приказом наркома Г. К. Орджоникидзе организация была переведена в ведение Глававиапрома и получила наименование «Авиакомбинат № 150».

В годы Великой отечественной войны (1941—1945)

Однако в первые месяцы после начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, производство было эвакуировано в город Куйбышев (ныне Самара).
Во время войны предприятие поставило 90 тыс. авиационных винтов, почти половина из которых — для легендарного штурмовика Ил-2. Параллельно с производством винтов завод занимался выпуском узлов и изделий для сельского хозяйства.

В 1945 году, по представлению Народного комиссариата авиационной промышленности, завод был награждён Орденом «Красная звезда».

Послевоенные годы

После окончания войны на заводе заканчивается производство винтов и он переходит на производство шасси для самолётов, преимущественно средних и тяжёлых классов: для истребителя МиГ-15, истребителя-бомбардировщика Су-7, пассажирского самолёта Ту-124, а также тяжёлого многоцелевого вертолёта Ми-6. Кроме того, на заводе было запущено производство гражданской продукции, в том числе, хлебоуборочных, кукурузоуборочных, и свеклоуборочных (СКЕМ-3) комбайнов, а также различных товаров народного потребления.

Развитие в 1960-х — 1990-х годах

В 1960-х годах завод начал выпуск шасси для самолётов Ан-24, Ту-134, Ту-134А, Су-24 и вертолетов Ми-6, Ми-10, Ка-25 и Ка-27. С 1971 года предприятие приступило к разработке и запуску в производство шасси для самолётов Ту-154, Ан-124, МиГ-23, МиГ-27 и Ан-72.

С 1980-х годов на заводе начался серийный выпуск шасси для самолётов Ту-204, Ту-214, Ил-86, Ил-96, Ту-160. Для стратегического бомбардировщика Ту-160 было освоено производство рулевых приводов РП-76 и РП-79. Продолжался выпуск и увеличивается объём продукции гражданского назначения.

Постсоветские годы (1991—2000)

Первую половину 1990-х годов, когда страна переходила на рельсы рыночной экономики, предприятие пережило относительно стабильно на фоне череды банкротств крупнейших заводов. Однако в 1996—1997 годах волна общесистемного кризиса докатилась и до «Авиаагрегата». Объём выпускаемой продукции сократился почти на две трети, упав до 32 % от уровня 1995 года. Почти половина рабочего коллектива (1460 человек из 2744) оказалась на улице. В начале 1997 года стало очевидно, что предприятие не в состоянии самостоятельно выбраться из долговой петли. В мае этого же года на «Авиаагрегате» было введено внешнее управление. Внешним управляющим завода был назначен президент АО «Самарские автомобили» Владимир Дылюк. Пост исполнительного директора занял Геннадий Кулаков. Дылюк разработал программу выхода из кризиса, что привело уже в 1998 году к росту выпуска продукции на 5 % по сравнению с предыдущим годом — до 69,6 млн рублей. Долги за электроэнергию перед «Самараэнерго» снизились с 16 до 6 млн рублей. Только за 5 месяцев 1999 года из 89 млн рублей кредиторской задолженности было погашено 18 млн рублей. По достижении устойчивых положительных тенденций на «Авиаагрегате» внешнее управление было снято[когда?], руководство предприятия полностью перешло в руки Кулакова.

Развитие в 2000-е годы

С начала двухтысячных годов «Авиаагрегат» находился в относительно стабильном состоянии. Предприятие приступило к производству шасси для самолёта «Даймонд» DA 42, изготовлен первый опытный комплект шасси для реактивного самолёта «Даймонд» D-Jet.

В 2005 году выручка от реализации основной продукции и услуг достигла 664 млн рублей (без НДС), что на 3,9 % больше, чем в 2004 году. Чистая прибыль составила 18,8 млн рублей. Коллектив завода насчитывал 1867 человек, средняя заработная плата промышленно-производственного персонала превышала 7 тысяч рублей, за год она выросла на 2 %.
В 2008 году Указом Президента Российской Федерации ОАО «Авиаагрегат» было включено в состав Государственной корпорации «Ростехнологии».

В 2011 году «Ростехнологии» отправили Кулакова в отставку, завод возглавил Юрий Мясников, проработавший на «Авиаагрегате» к тому моменту 35 лет. В то же время Кулаков продолжал владеть 19,3 % привилегированных акций и 7,6 % обыкновенных, которые являются голосующими. Кроме того, на годовом собрании акционеров, состоявшемся 1 июня 2012 года, Кулаков был избран в Совет директоров ОАО «Авиаагрегат».

В 2011 году на «Авиаагрегате» завершён комплекс работ по разработке конструкторско-технологической документации и освоению серийного производства шасси и самолётных гидроцилиндров к новому транспортному самолёту Ил-76МД-90А.

В начале 2012 года помощником первого заместителя генерального директора стал, по инициативе «Ростехнологий», Андрей Петричко. В конце января ему удалось выявить хищение с предприятия около 200 млн рублей..

С приходом в 2008 году Госкорпорации на предприятии началось освоение новых шасси для самолётов «Рысачок», Ил-112В, Ту-204 СМ, МС-21, вертолёта Ка-62. Изготовлен первый опытный комплект шасси для самолёта Ту-44 «Навигатор». Внедрены в серийное производство гидродомкраты для ЗРК «Печора-2М», гидроцилиндры для ЗРК «Бук-М1» и др.

Продукция

Шасси и гидроцилиндры для самолётов и вертолётов Ил-96, Ту-204/214, Ан-32, Ан-74, Ан-148, Ил-76МД-90А, Ка-62.
  • гидроцилиндры реверса для двигателей ПС-90;

Серийная поставка элементов шасси для Sukhoi Superjet 100 (с 2014) — комплекты звеньев подкосов шасси, которые позволяют выпускать и убирать шасси.

Серийное производство (с 2014) взлётно-посадочных устройств (ВПУ) для перспективного многоцелевого вертолёта Ка-62.; разработанные шасси позволяют обеспечить требования к посадке вертолёта с большими вертикальными скоростями, что в свою очередь даёт потенциальную возможность применения на кораблях.

Новые комплекты шасси для тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А (конструкционные изменения самолёта, в том числе модернизированное шасси, позволили увеличить грузоподъёмность самолёта до 60 тонн, а максимальную взлётную массу до 210 тонн. ).

На «Авиаагрегате» запущен ряд перспективных проектов, например, разработка и производство ВПУ для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), а также выпуск продукции для многофункционального транспортного самолёта (МТА), лёгкого транспортного самолёта нового поколения Ил-112В, учебно-тренировочного Як-152. Также, предприятие работает над отдельными агрегатами системы ВПУ для МС-21 и серийным производством шасси для четырёхместного двухдвигательного самолёта «Даймонд» Da42.

Военная техника
  • блоки пуска неуправляемых авиационных ракет для вертолётов и самолётов;
  • гидроцилиндры и гидродомкраты для комплексов ЗРК;
Агрегаты народно-хозяйственного применения
  • гидроцилиндры общего применения (для подъёмно-транспортных, коммунально-уборочных, сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов);
  • поглощающие аппараты для железнодорожного транспорта;
  • вязкостные муфты привода вентилятора для автомобилей.
Прочее

Предприятие участвует в проекте по восстановлению легендарного советского штурмовика Ил-2. Для легендарного самолёта «Авиаагрегат» изготовит детали шасси. В 1941—1945 гг. детали и продукция для Ил-2 производились на «Авиаагрегате» (всего в военные годы завод произвёл более 40 тыс. винтов для этого штурмовика). К 9 мая 2015 года штурмовик был доведён до лётной готовности и принял участие в параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Финансовые показатели

В 2011 году выручка «Авиаагрегата» составила 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 114,4 млн рублей.

В I квартале 2012 года выручка «Авиаагрегата» составила 212,6 млн рублей, чистая прибыль — 699 тыс. рублей.

С 2012 года ситуация на «Авиаагрегате» начала меняться в лучшую сторону. Если в I квартале года выручка «Авиаагрегата» составила 212,6 млн рублей, а чистая прибыль — 699 тыс. рублей, то уже в первом полугодии 2014 года чистая прибыль предприятия выросла по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в 15 раз и составила 70 млн рублей, выручка — 1 млрд рублей. При этом объём отгруженной продукции самарского завода за первое полугодие 2014 года увеличился на 70 % и составил более 1,5 млрд рублей, в то время как за первое полугодие 2013 года — 918 млн рублей, соответственно.

На начало 2014 года расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) составили почти 160 млн рублей.

Предприятия начало масштабную модернизацию производственных помещений и цехов. Предполагаемый объём инвестиций на модернизацию «Авиаагрегата» до 2020 года составит 4,4 млрд рублей. Это позволит предприятию уже к 2017 году обеспечить выпуск более 200 комплектов шасси в год и выйти на объём выручки, которая составит более 8 млрд рублей. )

Собственники

Крупнейшие держатели акций (2009)
ГК «Ростехнологии» — 81,09 %
Кулаков Геннадий Алексеевич — 7,35 %
Леушкин Алексей Иванович — 6,46 %
АКБ «ТКБ» (ЗАО) — 2,78 %

Руководство

1997—1999[уточнить] Владимир Дылюк (президент АО «Самарские автомобили») — внешний управляющий завода; Геннадий Кулаков — исполнительный директор. По достижении устойчивых положительных тенденций на «Авиаагрегате» внешнее управление было снято, руководство предприятия полностью перешло в руки Кулакова.

В 2011 году «Ростехнологии» отправили Кулакова в отставку, завод возглавил (генеральный директор) Юрий Мясников, проработавший на «Авиаагрегате» к тому моменту 35 лет.

В июле 2012 года «Ростехнологии» заявили, что будут производить на ОАО «Авиаагрегат» взлётно-посадочные системы мирового класса. Для этого холдинг «Авиационное оборудование» решил сменить руководство предприятия. На смену не справившемуся со своими обязанностями Юрию Мясникову пришёл Петричко Андрей Михайлович, который до этого занимал пост заместителя гендиректора.
Среди стратегических задач Петричко — сделать из «Авиаагрегата» производителя взлётно-посадочных систем мирового класса, выйти на глобальный рынок и стать одним из ключевых предприятий концерна «Авиационное оборудование».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!