Поцелуев мост (Санкт-Петербург)

19.12.2020

Поцелуев мост — мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами за счёт своего названия.

Расположение

Соединяет улицу Глинки с западной (нечётной) набережной реки Мойки. Рядом с мостом расположены комплекс Новая Голландия и здание Морских Крюковских казарм (Центральный военно-морской музей). Панорама этого моста с видом на Исаакиевский собор нередко изображается на картинах художников.

Выше по течению находится Почтамтский мост, ниже — Краснофлотский мост.

Ближайшая станция метрополитена (1,3 км) — «Садовая».

История

Изначально, в первой половине XVIII века, на месте моста была переправа через реку Мойку, сделанная горожанами из подручных средств.
В 1738 году в связи с устройством на Мойке гранитных набережных на этом месте построили деревянный пешеходный подъёмный мост, оборудованный подъёмной частью для пропуска мачтовых судов. При покраске моста использовали несколько цветов, поэтому он именовался Цветным.

В 1768 году мост переделали в проездной (для гужевого проезда), его конструкция была изменена: он стал однопролётным на каменных опорах.

Поцелуев мост через речку Мойку. Фото 1860-х годов.

Название моста известно с 1790 года, в нём увековечена фамилия купца 3-й гильдии Никифора Васильевича Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки, на углу улицы Глинки.

К началу XIX века мост перестал отвечать увеличившимся транспортным нагрузкам и изрядно обветшал. В 1808—1816 годах он был перестроен (с перерывами) по типовому проекту В. И. Гесте в однопролётный мост из чугунных тюбингов. При въездах на мост установили четыре гранитных обелиска с фонарями. Металлические конструкции были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова. Тогда же установлена фигурная перильная решетка моста, которая дошла до наших дней без изменений. Изящную ограду, скопированную с рисунка ограды набережных реки Мойки, изготовили на Петербургском чугунолитейном заводе.

Первая крупная реконструкция была произведена после сильного наводнения 1824 года, которое едва не разрушило мост полностью.

С 1909 по 2006 год по мосту ходил трамвай.

В 1905 и 1906 годах в связи с намеченным открытием трамвайного движения по улице Глинки мост обследовала комиссия инженеров, которая признала необходимость немедленно перестроить его и ограничить провоз по нему грузов (не свыше 200 пудов).

В 1907—1908 годах мост реконструировали для прокладки трамвайных путей с сохранением внешнего вида. В процессе реставрации были утрачены гранитные обелиски с фонарями.

Пролётное строение выполнено в виде двухшарнирной арки из литого железа, автор конструкции — инженер А. П. Пшеницкий. Ширина моста увеличена за счёт выноса на консолях за пределы несущей конструкции сооружения.

В 1952 году по проекту А. Л. Ротача были восстановлены четыре гранитных обелиска, увенчанных шарами, со светильниками по типу фонарей Красного моста.

При реставрации 1969 года шары обелисков покрыли позолотой, а также восстановили другие элементы убранства моста.

Обычаи и легенды, связанные с мостом

С названием моста связано множество легенд.

  • Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города.
  • Мост, по одной из бытовавших версий, назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа: здесь моряки прощались со своими подругами.
  • Кроме того, считалось, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев.
  • Согласно одной из легенд название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться.
  • Также фигурирует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства.
  • Сохранились предания, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюблённых, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.

Эти мифы получили дополнительное развитие в XX веке:

  • Если при расставании поцеловать человека на этом месте, то он обязательно вернётся.
  • Считается, что влюблённые, поцеловавшиеся на мосту или, ещё лучше, под ним, непременно будут счастливы. И мера этого счастья будет зависеть от того, как долго длится их поцелуй.
  • Также рекомендуется посетить его и молодожёнам. В день свадьбы советуют пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём начать поцелуй новоиспеченные супруги должны на одном берегу реки Мойки, а закончить — на другом, и тогда им обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.
  • Обычай влюблённых целоваться на этом мосту, чтобы никогда не расставаться, противопоставляет эту неразводную переправу разводным мостам, так как расходящиеся створки символизируют расставание.

Мост в искусстве

  • Мост упоминается в песне 1950-х годов «Ленинградские мосты» в исполнении Леонида Утёсова.
  • Поцелуев мост упоминается в романе Ю. Н. Тынянова «Кюхля», в стихотворении Николая Агнивцева «Вдали от тебя, Петербург».
  • В 2017 году на экраны вышел художественный фильм «Поцелуев мост» режиссёра Андрея Красавина по сценарию Елены и Евгения Арбузовых и Вадима Бочанова.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна