02.03.2021
Красивые клумбы на дачном или приусадебном участке — гордость для каждого садовода. Это украшение ландшафта, радующее глаз и...


02.03.2021
После ремонта остаются отходы облицовочных материалов, обломки кирпича и плитки, старое напольное покрытие, остатки обоев и тд....


02.03.2021
Марка бетона является ключевым фактором, который надо учитывать при его выборе. Именно от маркировки будут зависеть все остальные...


02.03.2021
Апартаменты становятся все более популярны: их доля в общей массе возводимых объектов увеличивается. Но при этом до сих пор не...


02.03.2021
Некоторые машины и механизмы, используемые во многих отраслях человеческой деятельности, оборудуют резинотехническими изделиями....


01.03.2021
В настоящее время для обустройства территорий используется широкий спектр изделий. Особой популярностью пользуется тротуарная...


Председатель Верховного Совета Российской Федерации

19.12.2020

Председатель Верховного Совета Российской Федерации (до 16 мая 1992 года — Председатель Верховного Совета РСФСР) — с 1938 по 1990 год — должностное лицо, занимавшееся ведением заседаний Верховного Совета РСФСР. В 1990—1991 гг. высшее должностное лицо РСФСР. В 1991—1993 гг. — спикер парламента.

Избрание на должность

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1978 года (с изменениями 1989—1992 годов) Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирался на Съезде народных депутатов путём тайного голосования с использованием бюллетеней из числа народных депутатов Российской Федерации сроком на пять лет и не более, чем на два срока подряд (статья 115 Конституции).

До этого (по первоначальной редакции Конституции и по Конституции 1937 года) Председатель ВС избирался непосредственно Верховным Советом.

Полномочия

До 1989 года в соответствии с Конституциями 1937 и 1978 годов полномочия Председателя ВС были весьма скромными. В соответствии со статьей 28 Конституции 1937 года и первоначальной редакцией статьи 106 Конституции 1978 года Председатель ВС лишь ведал внутренним распорядком ВС и председательствовал на его заседаниях. Высшим должностным лицом республики (то есть главой РСФСР) он также не был: характерные для этого должностного лица полномочия были отнесены к ведению Президиума Верховного Совета, а подписание законов и других актов ВС осуществляли Председатель и Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР. Кроме того, все председатели Верховного совета РСФСР с 1938 по 1990 занимали свой пост по совместительству: среди них были секретарь ВЦСПС, крупные ученые, писатель.

В 1989 году Верховный Совет принял поправки к Конституции. В соответствии с ними Председатель Верховного Совета стал высшим должностным лицом РСФСР, избираемым Съездом народных депутатов РСФСР. В течение 1989—1991 годов полномочия Председателя ВС РСФСР как высшего должностного лица республики были определены следующим образом:

  • осуществление общего руководства подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР; подписание законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР;
  • представление Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР доклады о положении республики и о важных вопросах её внутренней и внешней политической деятельности; об участии в обеспечении обороноспособности и безопасности РСФСР;
  • представление Съезду народных депутатов РСФСР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора РСФСР (c 15 декабря 1990 года — Конституционного суда РСФСР);
  • представление Верховному Совету РСФСР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Комитета народного контроля РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Главного государственного арбитра РСФСР, а затем представление этих должностных лиц Съезду народных депутатов РСФСР на утверждение;
  • ведение переговоров и подписывание международных договоров РСФСР.
  • Представление РСФСР внутри страны и в международных отношениях.

В связи с введением поста Президента РСФСР полномочия Председателя Верховного Совета были перераспределены следующим образом:

  • осуществление общего руководства подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР; подписывание актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР;
  • представление Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР сообщения о положении республики и о важных вопросах её внутренней и внешней политической деятельности; об участии в обеспечении обороноспособности и безопасности РСФСР;
  • представление Съезду народных депутатов РСФСР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР, а также предложения о персональном составе Конституционного суда РСФСР;
  • представление Верховному Совету РСФСР кандидатуры для избрания на должности Председателя Верховного Суда РСФСР и Председателя Высшего арбитражного суда РСФСР, а затем представление этих должностных лиц Съезду народных депутатов РСФСР на утверждение

21 апреля 1992 года была принята поправка, предусматривающая, что Председатель ВС РФ ведет переговоры и подписывает соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств с последующим предоставлением соглашений на ратификацию Верховному Совету Российской Федерации. Её появление было вызвано произошедшим ранее распадом СССР и обретением Российской Федерацией статуса независимого государства, хотя в российской конституции частично оставались упоминания о конституции и законах СССР.

9 декабря 1992 года было установлено, что «в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации».

Конституция предусматривала, что Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняли по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещали Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей

Освобождение от должности

До 1989 года Конституция не предусматривала процедуры освобождения Председателя ВС от должности (хотя и подразумевалось, что его может отозвать Верховный Совет). В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 1989 году, Председатель ВС стал подотчётен Верховному Совету и Съезду и мог быть в любое время отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации путём тайного голосования.

Председатели Верховного Совета РФ (РСФСР)



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна