Жертвоприношение


Жертвоприношение — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи „вкладов“, пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».

Разновидности

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.

Жертвоприношения бывают кровные и бескровные, а также для обращения к божественной милости и очистительные.

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей, умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).

В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы.

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и тому подобное.

Известна также такая форма жертвоприношения, как ритуальное лишение девственности.

Жертвоприношение в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

Евхаристия — бескровное жертвоприношение

Однажды и навсегда принесённая Иисусом Христом роду человеческому крестная жертва предполагает как можно более частое личное соединение (приобщение) каждого христианина с Жертвой евхаристической — благодарственной, воспоминающей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся её воспоминанием и переживанием. При этом в таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Учением о Евхаристии (греч. благодарение) как о жертве Католическая и Православная церкви отличаются от протестантов. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр. 10:14).

Названием бескровной жертвы Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в древнем иудаизме (см. Жертвоприношения в иудаизме). В отличие от современного иудаизма, в христианстве жертвоприношение является центральным элементом не только культа, но и всего учения: добровольное самопожертвование Иисуса Христа выступает в качестве искупительной жертвы за грехи всех людей всего мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения тела и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, являясь основой христианского богослужения.

Ритуальное убийство животных

Отношение к ритуальному убийству животных принципиально[чем?] отличает христианство от дохристианских и многих постхристианских реконструированных религий и вносит существенные разногласия в отношения современных людей.

Новый Завет не содержит формулировок, принципиально отвергающих кровавые жертвы. Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли в жертву Господу двух горлиц и двух голубиных птенцов (Лк. 2:24). Исторически в Православной Церкви существовала практика принесения животных в жертву. Историк Барабанов Н. Д. приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения собора Святой Софии в Константинополе 22 декабря 537 года возле него состоялось жертвенное заклание 1 000 волов, 6 000 овец, 600 оленей, 1 000 свиней, 10 000 кур и 10 000 петухов, а также раздача бедным 30 000 мер зерна.

В Армянской апостольской церкви сохраняется обряд так называемого матаха, в традиционном виде включающего в себя закалывание животного — ягнёнка, бычка, голубя или петуха. Матах противопоставляется ветхозаветному кровному жертвоприношению, так как Богу в рамках матаха приносится в дар не непосредственно жизнь и кровь животного, а акт сотворения милости бедным, пожертвование в виде мяса дарственного животного.

Пожертвования

В Русской православной церкви распространена такая форма добровольных пожертвований на храм, как покупка церковных свечей. Кроме того, имеется кружечный сбор, не только на нужды храма, но и на помощь всем нуждающимся. Всё чрезвычайно длительное православное богослужение рассматривается как бескорыстное посвящение (пожертвование) Богу каждым христианином своего ценного и крайне дефицитного личного времени.

Жертвоприношение в исламе

В исламе жертвоприношение называется Курбан (араб. قربان‎). Оно является одним из важных обрядов поклонения. Наиболее известным жертвоприношением является удхия — жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, акика — жертвоприношение случаю рождения ребёнка и назр Курбан — жертвоприношение в качестве обета.

Удхия

Удхия (араб. أضحية — жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца) — обряд жертвоприношения, совершаемый во время празднования Курбан-байрама (араб. Ид аль-адха). Жертвой могут быть копытные животные: верблюды, коровы, овцы и другие животные, употребление в пищу которых не запрещено. Удхия является необязательным, но желательным деянием (сунной) для мусульман. Одному человеку дозволено принести в жертву одну овцу, а семерым — верблюда или корову. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части. Одну часть оставляют для пищи, вторую раздают в качестве милостыни, а третью — в качестве дара. При заклании животного его кладут головой в направлении Мекки (кибла) и произносят слова «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар», а затем перерезается горло.

Акика

Акика (араб. عقيقة — перерезание) — жертвоприношение одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка. Акикой также называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребёнка. Арабы часто называют акикой волосы новорожденного. В доисламской Аравии арабы язычники совершали акику только в случае рождения мальчиков, и лишь с приходом ислама этот обычай изменился. За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Обычно заклание животного происходит на седьмой день после рождения ребёнка. В том случае, если не получается сделать это вовремя, мусульмане режут животное в любое другое время, как можно быстрее.

Назр курбан

Назр курбан (араб. نذر قربان — обетованная жертва) — жертвоприношение, которое человек добровольно делает для себя обязательным (ваджибом). Если мусульманин связывает Назр курбан с каким-либо условием и, например, говорит: «Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха», то после выздоровления больного сделать жертвоприношение становится для него обязательным. Если же мусульманин не связывает жертвоприношение с какими-либо условиями, то он волен сделать это жертвоприношение в любое время. Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принес его в жертву. Также это мясо нельзя есть его близким родственникам (жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам). Кроме того, мясо жертвенного животного нельзя давать тем, кто имеет достаток.

Жертвоприношение в индуизме

В других религиях

У айнов имеется обряд жертвоприношения медведя, чтобы отправить того в мир духов для превращения в камуя (духа предков).

Интересные факты

Древнегреческого философа Диогена сердило, что люди при жертвоприношении молят богов о здоровье, а на пиру после жертвоприношения объедаются во вред себе.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!