Барабинцы

05.04.2021

Барабинцы (барабинские татары; самоназвание — сиб.-тат. параба, бараба, барама, бараба татарлар) — часть сибирских татар, коренное тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша.

Численность

Как отдельный народ барабинцы указаны в переписях населения 1897 и 1926 годов. Согласно переписи 1897 года численность барабинцев составила 4 433 человека. В 1926 году их численность была определена в 7528 человек. По оценке этнографов, в 1971 году численность барабинцев составляла 8 380 человек. По данным института филологии СО РАН, в Новосибирской области в 2012 году жило около 8 000 барабинских татар. Всероссийская перепись населения 2010 года учла граждан, определивших себя как «бараба» в составе более широкой этнографической группы — сибирские татары. Вследствие этого, достоверных данных о числе людей, идентифицирующих себя как «барабинские татары» в настоящее время, нет. В среде выходцев из сибирскотатарских аулов продолжаются процессы ассимиляции, с одной стороны, в рамках татарской нации, с другой стороны — с русским большинством. Существует и другая точка зрения — что пришлые волго-уральские татары, напротив, ассимилируются с барабинскими в местах компактного проживания последних и говорят в быту на барабинском диалекте.

История

В 1628 г. вспыхнуло восстание барабинцев, возмущенных произволом и поборами со стороны сибирских воевод. Возглавляли восставших князья барабинцев Когутей, Кушлудук и Енбай. Восставшие уничтожили небольшой казачий отряд, состоявший из 18 казаков во главе с сыном боярским. Они убили нескольких сборщиков ясака, сожгли один из острожков и ограбили поселение других татар, сохранивших верность российским властям. После этого восставшие откочевали подальше от границ российских владений к землям телеутов в Верхнем Приобье.

21-го (февраля) мы снова поехали и прибыли в Барабу, которая есть большая пустыня, по которой мы должны были ехать до Томска. Зимой эту пустыню населяет орда татар, которых русские называют барабинскими татарами и которые летом расходятся по реке Таре и другим малым рекам. Это язычники, и живут они так убого, что их можно сравнить более со скотом, чем с людьми. В их вырытых в земле жилищах примерно на локоть поднимается заборчик, перекрытый соломой, там держат они вырезанного из дерева идола в форме человека. Он длиной примерно в поллоктя и стоит в маленьком ящике и одет в разные тряпки. Этому шайтану (таково его имя) они обещают шапку или воротник, если он поможет получить богатый улов на охоте.

Их пища состоит из сухой рыбы и сухой муки, напитки добывают из растопленного снега, поскольку в пустыне иной воды не найдешь. Они держат мало скота, за исключением лошадей, которые ходят по лесу и находят себе пищу под снегом. За малость табаку, который они очень любят, можно получить все необходимое; денег, напротив, они не ценят. Их одежда, шапки и чулки состоят из сшитых вместе кусков меха.

Раны свои они лечат трутом, который зажигают и дают ему сгореть на пораженном месте, и кажутся такими нечувствительными, как будто не испытывают жары. Они ежегодно платят дань как царю, так и кантушу, как и другие татары. Вероятно, эта нация происходит от остяков, которые имеют свое обычное местопребывание на реке Оби, тем более, что и те и другие почитают шайтана. 7 марта мы прибыли к реке Томи. И въехали в город Томск, где разделяется река и течет по обеим сторонам его, соединяясь у конца города снова и впадая в реку Обь"…



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна