Abbey Road


Abbey Road (Эбби-Роуд — по названию студии звукозаписи, расположенной на одноимённой лондонской улице; в переводе с англ. — «Монастырская дорога») — одиннадцатый студийный альбом британской рок-группы The Beatles. Работа над Abbey Road проходила с февраля по август 1969 года и стала последним совместным проектом всех четырёх участников ансамбля (последний номерной альбом группы Let It Be, выпущенный в 1970 году, большей частью был записан в январе 1969 года). Продюсером записи выступил Джордж Мартин, работавший с группой с 1962 года.

Предыстория

После напряжённых студийных сессий запланированного альбома Get Back (позже переименованного в Let It Be) Пол Маккартни предложил продюсеру Джорджу Мартину собраться всем вместе и записать альбом «как в старые времена», без распрей, которые начались во время работы над The Beatles (также известного как «Белый альбом»). Мартин согласился, выдвинув обязательное условие, что вся группа — особенно Джон Леннон — позволит ему продюсировать альбом такими же методами, как это было раньше, и что музыканты будут соблюдать дисциплину. Никто до конца не верил, что эти сессии станут для The Beatles последними, хотя Джордж Харрисон отмечал: «мне казалось, что мы близимся к какому-то финалу».

Производство

Запись

Работа над альбомом началась 22 февраля 1969 года, всего через три недели после сессий Get Back, в студии Trident Studios. Там группа записала минусовку для песни «I Want You (She’s So Heavy)» с Билли Престоном, аккомпанирующим на органе Хаммонда. Затем совместные записи прекратились до апреля из-за запланированных съёмок Ринго Старра в фильме «Волшебный христианин». После коротких сессий в апреле и записи «You Never Give Me Your Money» 6 мая группа взяла восьминедельный перерыв, прежде чем возобновить работу 2 июля. Запись нового материала продолжалась в июле и августе, причём последняя минусовка — для песни «Because» — была записана 1 августа. В течение следующего месяца проходило наложение дорожек, а также производилось редактирование материала с помощью секвенсора, состоявшееся 20 августа в присутствии всех участников группы — это был последний раз, когда все четыре музыканта находились в одной студии вместе.

Маккартни, Старр и Мартин описывали свои воспоминания о сессиях как «положительные», а Джордж Харрисон вспоминал: «Мы действительно снова играли как [сплочённые] музыканты». В апреле Леннон и Маккартни вдвоём работали над внеальбомным синглом «The Ballad of John and Yoko», по-дружески подшучивая друг над другом между дублями, в итоге определённая часть той товарищеской атмосферы перенеслась на сессии Abbey Road. Тем не менее, в группе сохранялось существенное напряжение. По словам биографа Иэна Макдональда, во время сессий Маккартни язвительно спорил с Ленноном, чья жена Йоко Оно постоянно конфликтовала с остальными музыкантами квартета. В июне, в самый разгар записи, Леннон и Оно попали в автомобильную аварию. Так как врач рекомендовал Оно соблюдать постельный режим, Леннон установил в студии кровать, чтобы она могла наблюдать за рабочим процессом, её не покидая.

Во время сессий Леннон выразил желание, чтобы все его песни находились на одной стороне пластинки, а песни Маккартни — на другой. Такое разделение должно было стать компромиссом; так как Леннон хотел выпустить традиционный релиз с отдельными и не связанными друг с другом композициями, в то время как Маккартни и Мартин намеревались продолжить тематическую концепцию Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, включив в него попурри. В конце концов Леннон заявил, что ему не нравится Abbey Road в целом, и что ему не хватает аутентичности, называя вклад Маккартни «музыкой для старушек», а не «настоящими песнями», и описав попурри как «мусор… просто обрывки песен, сложенные вместе».

Технические особенности

Abbey Road был записан на восьмидорожечные катушечные магнитофоны, пришедшие на смену четырёхдорожечным, использовавшимся на более ранних пластинках группы, таких как Sgt Pepper. Диск стал первым альбомом The Beatles, который не был выпущен в моно-версии. Во время записи Abbey Road музыканты часто использовали синтезатор Moog, а гитарный звук пропускали через динамик Лесли. Причём Moog применялся не просто в качестве фонового эффекта, иногда он исполнял центральную роль в мелодии, как в песне «Because», где звучал в бридже. Также его можно услышать в композициях «Maxwell’s Silver Hammer» и «Here Comes the Sun». Инструмент был продемонстрирован группе Харрисоном, который приобрёл его в ноябре 1968 года и позднее использовал для создания своего второго сольного альбома — Electronic Sound. В свою очередь, в игре Старра появился более заметный акцент на том-томах, впоследствии он отмечал, что Abbey Road представлял собой «Том-томовое безумие… Я чуть с ума не сошёл от этих томов».

Abbey Road также был первым и единственным альбомом The Beatles, полностью записанным при помощи твердотельного транзисторного микшерного пульта TG12345 Mk I, в отличие от более ранних радиоламповых моделей — REDD. Консоль TG также гораздо эффективнее поддерживала восьмидорожечную многоканальную запись, позволяя группе расширить использование наложений. Джефф Эмерик вспоминал, что новый пульт имел индивидуальные лимитеры и компрессоры на каждом аудиоканале и отмечал, что его общее звучание было «мягче», нежели на ламповых консолях. В своем исследовании роли TG12345 в звучании The Beatles на этом альбоме музыкальный историк Кеннет Вомак подчёркивал, что «обширная звуковая палитра и микшерные возможности TG12345 позволили Джорджу Мартину и Джеффу Эмерику наполнить звук The Beatles большей чёткостью и ясностью. Теплота твёрдотельной записи также наполняла их музыку более яркими тональностями и более глубокими низкими частотами, что отличало „Abbey Road“ от остальной части их дискографии, обеспечивая слушателям постоянное ощущение того, что последний лонгплей The Beatles заметно выделяется, и что они закончили карьеру на новой и несоизмеримой фазе с точки зрения их звуковых возможностей».

Алан Парсонс работал помощником звукоинженера на этом альбоме. Впоследствии он поучаствовал в записи культовой пластинки Pink Floyd The Dark Side of the Moon, а также стал успешным сольным исполнителем в рамках проекта The Alan Parsons Project. Джон Курландер, также задействованный во многих сессиях Abbey Road, стал успешным звукоинженером и продюсером, позднее прославившись работой над записью музыки к кинотрилогии «Властелин колец».

Песни

Первая сторона

«Come Together»

«Come Together» была расширением песни «Let’s Get It Together», которую Леннон первоначально написал для калифорнийской губернаторской кампании Тимоти Лири против Рональда Рейгана. Черновая версия текста «Come Together» была написана во время второго постельного протеста Леннона и Оно, проходившего в Монреале.

Биограф The Beatles Джонатан Гулд предположил, что в песне есть только один «герой-пария» и Леннон «создавал очередной сардонический автопортрет». В свою очередь Макдональд предположил, что фраза «joo-joo eyeball» может иметь отношение к доктору Джону, а «spinal cracker» — к Оно. Впоследствии песня стала предметом судебного иска, предъявленного Леннону Моррисом Леви, так как её вступительная строчка «Here come old flat-top» — по общему мнению, была скопирована из композиции «You Can’t Catch Me» Чака Берри. В 1973 году было достигнуто мировое соглашение, согласно которому Леннон обещал записать три песни из издательского каталога Леви для своего следующего альбома.

«Come Together» была выпущена в виде сингла (т. н. «дубль а-сайд») с композицией «Something». В примечаниях к сборнику Love Мартин описал её как «простую песню, но выделяющуюся из-за исключительного великолепия исполнителей».

«Something»

Харрисон начал сочинять «Something» ещё во время работы над White Album, вдохновляясь композицией Джеймса Тейлора «Something in the Way She Moves» из его дебютного альбома, выпущенного на собственном битловском лейбле Apple. В период студийных сессий Let It Be текст песни был отредактирован (на сохранённых записях слышно, как Леннон даёт Харрисону советы по написанию текста во время сочинения песни), после чего «Something» предложили отдать британскому певцу Джо Кокеру, однако в итоге она всё же была записана для Abbey Road. Тем не менее, Кокер всё же выпустил свою версию композиции на пластинке Joe Cocker! в ноябре того же года.

«Something» была любимой песней Леннона на этом альбоме; в свою очередь, Маккартни считал её лучшим из сочинённых Харрисоном произведений. Несмотря на то, что автором композиции был Харрисон, в одном из интервью Фрэнк Синатра заявил, что это его любимая песня тандема Леннона — Маккартни и «величайшая композиция о любви из когда-либо сочинённых». Во время записи песни Леннон сыграл в ней на фортепиано и, несмотря на то, что большая часть его партии не попала в финальный вариант, некоторые её фрагменты были оставлены, что можно услышать в бридже до гитарного соло Харрисона.

В октябре 1969 года песня была выпущена в виде дубль-а сингла вместе с композицией «Come Together». Песня возглавила американские чарты на одну неделю, став тем самым первым синглом The Beatles, не сочинённым дуэтом Леннона — Маккартни и добравшимся до вершины; также это был первый сингл группы с уже выпущенного альбома в Великобритании. Нил Аспиналл снял промо-видео для этой песни, в котором запечатлел кадры участников группы и их жён.

«Maxwell’s Silver Hammer»

«Maxwell’s Silver Hammer», первая песня Маккартни на этом альбоме, была впервые исполнена The Beatles во время сессий Let It Be (она демонстрируется в одноимённом фильме). Пол написал эту композицию после поездки группы в Индию в 1968 году и первоначально хотел записать её для White Album, однако остальные отвергли её как «слишком сложную».

Запись песни проходила в напряжённой атмосфере, так как Маккартни сильно раздражал остальных музыкантов, настаивая на её идеальном исполнении. «Maxwell’s Silver Hammer» стала первой композицией, поработать над которой был приглашён Леннон после его автомобильной аварии, однако музыкант буквально возненавидел её и отказался участвовать в записи. По словам звукоинженера Джеффа Эмерика, Леннон заявил, что это «больше похоже на музыку бабушки Пола», и покинул студию. Следующие две недели он провёл с Оно и не возвращался на сессии до 21 июля, пока не была записана минусовка для «Come Together». Харрисон тоже сетовал, что был вымотан этой песней, вспоминая: «Нам приходилось играть её снова и снова, пока Пол не остался довольным. Это было настоящее занудство». В свою очередь Старр отнесся к композиции более благосклонно. «Это была бабушкина музыка», — признавался он, — «но нам были нужны такие вещи на этом альбоме, чтобы привлечь к его прослушиванию новую аудиторию». Давнишний гастрольный менеджер группы Мэл Эванс записал звуки наковальни для припева. В этой композиции также используется синтезатор Moog, на котором сыграл её автор.

«Oh! Darling»

«Oh! Darling» была написана Маккартни в стиле ду-воп, схожим с тогдашними записями Фрэнка Заппы. Первая версия песни была исполнена группой на сессии к альбому Get Back и впоследствии появилась на сборнике Anthology 3. Тем не менее, в апреле композиция была перезаписана для альбома Abbey Road, а наложения отдельных инструментов производились в июле и августе.

Маккартни пытался записать ведущий вокал, используя только один дубль в день. Он вспоминал: «В течение недели я приходил на студию с утра пораньше, чтобы спеть песню самому, так как сначала мой голос звучал слишком чисто. Я хотел, чтобы она звучала так, как будто я исполнял её на сцене всю неделю». Леннон считал, что он должен был спеть эту песню, отмечая, что она больше подходила ему по стилю.

«Octopus’s Garden»

Как и в случае с большинством альбомов The Beatles, Старр спел вокальную партию одной из песен. «Octopus’s Garden» — его вторая и последняя сольная композиция в дискографии коллектива. Тематика песни была навеяна поездкой барабанщика и его семьи на Сардинию на борту яхты Питера Селлерса после того, как он ушёл из группы на две недели во время сессий White Album. Старр получил карт-бланш во время работы над песней и самостоятельно сочинил большую часть её текста, хотя структура её мелодии частично была написана Харрисоном в студии. Впоследствии гитарист также выступил соавтором на сольных синглах Старра «It Don’t Come Easy», «Back Off Boogaloo» и «Photograph».

«I Want You (She’s So Heavy)»

«I Want You (She’s So Heavy)» было написана Ленноном о его отношениях с Оно, и он сознательно стремился сохранить текст простым и лаконичным. Писатель Томом Магиннис считал, что мелодия песни отражает влияние прогрессивного рока за счёт её нетипичного, длинного хронометража и концепции, базирующейся на повторяющемся гитарным риффе и эффектах белого шума, хотя он также отмечал, что отрезок со словами «I Want You» имеет простую блюзовую структуру.

Композиция представляет собой комбинацию двух разных версий. Первый вариант был записан почти сразу же после сессий Get Back в феврале 1969 года, с Билли Престоном. Впоследствии он был объединён со второй версией, записанной во время сессий Abbey Road в апреле. Длительность окончательного варианта составила почти 8 минут, что делает его второй по длительности композицией The Beatles. Во время записи Леннон использовал синтезатор Moog с настройкой белого шума для создания эффекта «ветра», который был наложен на вторую половину трека. Во время редактирования песни он сказал Эмерику «обрезать её прямо здесь» на 7 минутах и 44 секундах, сделав внезапную, резкую тишину, которая завершает первую сторону альбома (в любом случае места хватало ещё всего на 20 секунд). Финальное микширование проходило 20 августа 1969 года, в день, когда вся группа The Beatles в последний раз собралась в студии вместе.

Вторая сторона

«Here Comes the Sun»

«Here Comes The Sun» была написана Харрисоном в саду Эрика Клэптона в Суррее, когда музыкант отдыхал от напряжённых деловых собраний группы. Основная часть песни была записана 7 июля 1969 года. Харрисон спел основную вокальную тему и сыграл на акустической гитаре, Маккартни исполнил бэк-вокал и записал бас, а Старр сыграл на ударных. Леннон всё ещё восстанавливался после автомобильной аварии и не участвовал в работе над композицией. Мартин организовал для песни оркестровую аранжировку в сотрудничестве с Харрисоном, который также записал отдельную партию на синтезаторе Moog 19 августа, непосредственно перед финальным сведением альбома.

Несмотря на то, что песня не издавалась в качестве сингла, она привлекла внимание и одобрение со стороны музыкальных критиков. Композиция неоднократно звучала в радиопередаче «Desert Island Discs», транслировавшейся на BBC Radio 4, будучи выбранной Сэнди Шоу, Джерри Спрингером, Борисом Джонсоном и Элейн Пейдж. Журналист Мартин Чилтон из The Daily Telegraph отмечал, что этой песне «практически невозможно не подпевать». После того, как данные о цифровых загрузках стали учитываться в отдельных чартах, песня достигла 56-го места в хит-параде iTunes, что было следствием новой волны интереса к The Beatles после выпуска дискографии группы в 2010 году на этой мультимедиа-платформе.

Харрисон записал для этой песни не попавшее в финальный вариант гитарное соло. В 2012 году оно было опубликовано на DVD документального фильма «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире» Мартина Скорсезе вместе с кадрами, где Джордж Мартин и сын Харрисона Дхани слушают его в студии.

«Because»

«Because» была вдохновлена тем, как Леннон слушал, как Оно играет на фортепиано «Лунную сонату» Людвига ван Бетховена. Музыкант вспоминал: «Я лежал в нашем доме на диване и слушал, как играет Йоко… — „А ты можешь сыграть её задом наперёд?“ — она так и сделала, и я написал на базе этого „Because“». Песня содержит трёхголосые гармонии Леннона, Маккартни и Харрисона, которые затем были трижды продублированы, чтобы создать эффект девяти голосов. Впоследствии музыканты отмечали, что запись этого вокала была одной из самых сложных задач, над которыми они работали. В этой композиции Харрисон сыграл на синтезаторе Moog, а Мартин — на клавесине, открывающем композицию.

«Medley»

Вторая сторона содержит 16-минутное попурри из восьми коротких песен, записанных с июля по август и объединённых в цельную сюиту силами Мартина и Маккартни. Некоторые из этих песен были написаны (и первоначально записаны в формате демоверсий) во время сессий для White Album и Get Back / Let It Be и позже появились на сборнике Anthology 3. Несмотря на то, что идея попурри принадлежала Маккартни, Мартин заявлял, что частично в этом была его заслуга: «Я хотел заставить Джона и Пола более серьёзно поразмышлять о своей музыке. Пол был не против таких экспериментов».

Первой песней, записанной для попурри, была заглавная композиция — «You Never Give Me Your Money». Маккартни утверждал, что её текст был вдохновлён спором между музыкантами по поводу Аллена Клейна и тем, что Маккартни считал его пустыми обещаниями. Однако Макдональд сомневается в этом, учитывая, что минусовка, записанная 6 мая в студии Olympic Studios, предшествовала ссорам Клейна и Маккартни. Композиция представляет собой сюиту, состоящую из различных музыкальных стилей, начиная от фортепианной баллады в начале и заканчивая арпеджированными гитарами в конце. И Харрисон, и Леннон исполнили в этой песне по одному соло, причём Леннон звучит в конце композиции.

После этого попурри переходит в ленноновскую «Sun King», которая, как и «Because», демонстрирует трёхголосую вокальную гармонию Леннона, Маккартни и Харрисона. Вслед за ней звучат также написанные Ленноном композиции «Mean Mr. Mustard» (сочинённая во время поездки The Beatles в Индию в 1968 году) и «Polythene Pam»; после чего следуют четыре песни Маккартни: «She Came In Through the Bathroom Window» (написанная после того, как один из фанатов проник в дом Маккартни через окно его ванной комнаты), «Golden Slumbers» (основанная на сочинённой в XVII веке поэме Томаса Деккера, положенной на новую музыку), «Carry That Weight» (повторяющиеся элементы из «You Never Give Me Your Money» с хоровым вокалом всех четырёх битлов) и финальная «The End».

«The End» содержит единственное барабанное соло Старра в дискографии The Beatles (барабаны были сведены на две отдельные дорожки в «настоящем стерео», в отличие от большинства пластинок того времени, где они воспроизводились только в одном канале — левом или правом). На пятьдесят четвёртой секунде песни звучит 18-тактовое гитарное соло: первые два такта исполняет Маккартни, вторые два — Харрисон, третьи два — Леннон; эта последовательность повторяется трижды. Идея с гитарным соло принадлежала Харрисону; Леннону понравилась мысль товарища, однако он предложил музыкантам поменяться соло, и Маккартни решил сыграть первым. Соло было записано одним дублем поверх уже существующей минусовки. Сразу же после последнего соло Леннона начинает звучать фортепианная партия финальной части композиции, которая заканчивается словами: «И в конце концов, сколько любви ты получаешь, столько же и отдаёшь». Эта секция была добавлена отдельно к основной записи, поэтому Маккартни пришлось перезаписать фортепиано 18 августа. Альтернативная версия песни, с соло Харрисона, звучащим вместо соло Маккартни (а также с барабанным соло Старра на заднем плане), фигурирует на компиляции Anthology 3, а также в цифровом сборнике Tomorrow Never Knows.

По мнению музыковеда Уолтера Эверетта, интерпретирующего содержание попурри, в большинстве его текстов речь идёт об «эгоизме и удовлетворении личных прихотей» — финансовые дрязги в «You Never Give Me Your Money», скупость Мистера Горчицы в «Mean Mr. Mustard», нежелание делиться подушкой в «Carry That Weight», желание, чтобы кто-то другой появился в мечтах главного героя — возможно, имеется в виду «сладкая мечта» из «You Never Give Me Your Money» — в «The End». Эверетт добавляет, что «эгоистичные моменты» попурри исполняются в контексте тонального центра ля, в то время как «щедрость» выражается в этих песнях с помощью тоники до мажора. Попурри завершается «большим компромиссом в „переговорах“» в «The End», который служит структурно сбалансированной кодой. В ответ на повторяющиеся ля-мажорные припевы «love you» Маккартни поёт с мыслью о том, что существует столько же эгоистичной любви («любовь, которую ты принимаешь»), сколько и щедрой любви («любовь, которую ты отдаёшь»), в ля-мажоре и до-мажоре соответственно.

«Her Majesty»

«Her Majesty» была записана Маккартни 2 июля, когда он прибыл на студию раньше других участников ансамбля. Первоначально она была включена в черновой вариант попурри (во время сессий фигурирующий под названием «The Long One» и официально выпущенный в подарочном издании альбома в формате трёхдискового бокс-сета), между композициями «Mean Mr. Mustard» и «Polytene Pam». Однако Маккартни не понравилось его звучание вместе с этой песней, поэтому он попросил её вырезать. Второй звукоинженер, Джон Курландер, был уведомлен не избавляться от записанного материала, поэтому после ухода Маккартни добавил её в конец основной аудиоленты после 20-секундной паузы. На коробке с этой записью была прикреплена инструкция с пояснениями оставить «Her Majesty» отдельно от попурри, однако на следующий день, когда аудиоленту прослушал занимающийся мастерингом Малкольм Дэвис, он (также предупреждённый ничего не удалять) произвёл гравировку всей второй стороны пластинки, включая «Her Majesty». Во время прослушивания итогового результата The Beatles понравилось неожиданное появление этой песни, и они оставили её на альбоме.

«Her Majesty» открывается финальным грохочущим аккордом «Mean Mr. Mustard», в то время как её собственная последняя нота осталась в «Polytene Pam» в результате того, что песня была вырезана ножницами из аудиоленты во время чернового сведения 30 июля. Впоследствии попурри было пересведено с нуля, однако «Her Majesty» осталась в своём первоначальном виде, который и был включён в финальную версию альбома.

Название композиции не упоминается на оригинальных американских и британских изданиях Abbey Road ни на обложке альбома, ни в каталогах лейблов звукозаписи, благодаря чему её можно считать скрытой. Тем не менее, название песни появляется на инкрустационной карточке и компакт-диске переиздания ремастированной версии альбома 1987 года в качестве семнадцатой дорожки. «Her Majesty» также фигурирует на обложке, буклете и компакт-диске переиздания 2009 года и юбилейного издания 2019 года, однако её упоминание отсутствует на переизданной грампластинке 2012 года.

Неизданный материал

Через три дня после сессии песни «I Want You (She’s So Heavy)» Харрисон записал сольные демоверсии композиций «All Things Must Pass» (которая стала заглавной песней его тройного альбома 1970 года), «Something» и «Old Brown Shoe». Последняя была перезаписана The Beatles в апреле 1969 года и выпущена в качестве би-сайда сингла «The Ballad of John and Yoko» месяц спустя. Все три этих демо впоследствии вошли в состав сборника Anthology 3.

Во время работы над попурри Маккартни записал песню «Come and Get It», самостоятельно сыграв на всех инструментах. Изначально предполагалось, что это демо отдадут какому-нибудь другому исполнителю, однако впоследствии Маккартни признавался, что изначально планировал включить песню в Abbey Road. В итоге кавер-версия композиции была записана группой Badfinger, в то время как оригинальная запись Маккартни появилась на сборнике Anthology 3.

Оригинальная минусовка «Something», включающая в себя фортепианную коду, звучащую в качестве ведущей партии, и «You Never Give Me Your Money», которая заканчивается быстрым рок-н-ролльным «джемом», фигурировали на бутлегах.

Обложка

Дизайном обложки занимался креативный директор Apple Records Джон Кош. Это единственный оригинальный британский альбом The Beatles, на обложке которого отсутствуют названия коллектива и альбома, что было идеей Коша. Он настаивал на её реализации, несмотря на возражение руководство EMI, считавшего, что запись не будет продаваться без такой информации. Позже Кош пояснил: «У нас не было нужды писать „Битлз“ на обложке… Они были самой известной группой в мире». На обложке помещена фотография группы, идущей по пешеходному переходу, основанная на идеях, автором которых выступил Маккартни. Фото сделали 8 августа 1969 года возле студии EMI на Эбби-Роуд в 11:35. Фотографу Айену Макмиллану выделили всего десять минут, чтобы сделать снимок, пока он стоял на стремянке, а полицейский перекрывал движение с противоположной от камеры стороны. Макмиллан отпечатал шесть фотографий, которые Маккартни впоследствии изучил с помощью увеличительного стекла, прежде чем принять решение, какая из них будет представлена на обложке альбома.

На изображении, выбранном Маккартни, участники группы переходят улицу друг за другом слева направо. Леннон идёт впереди, за ним следуют Старр, Маккартни и Харрисон. Маккартни шагает босиком и не в ногу с остальными, держа в правой руке сигарету. Все, кроме Харрисона, одеты в костюмы от модельера Томми Наттера. У левого края снимка фигурирует белый «Фольксваген-жук», припаркованный рядом с перекрёстком; он принадлежал одному из жильцов многоквартирного дома, расположенного напротив студии звукозаписи. После того как альбом был выпущен, номерной знак (LMW 28IF) неоднократно свинчивали с автомобиля. В правой части фотографии запечатлён некий мужчина, стоящий на тротуаре; в 2004 году новостные источники опубликовали заявление бывшего американского коммерсанта Пола Коула о том, что это именно он на легендарном фото — попал в кадр, будучи в Лондоне как турист.

Выпуск

В середине 1969 года Леннон основал новую группу — Plastic Ono Band — отчасти потому, что The Beatles отвергли его песню «Cold Turkey». В то время как Харрисон до конца года углубился в сольное сотрудничество с такими исполнителями как Леон Расселл, Дорис Трой, Престон и Delaney & Bonnie, Маккартни взял творческий перерыв, связанный с рождением его дочери Мэри 28 августа. 20 сентября, за шесть дней до выхода альбома Abbey Road, Леннон сообщил свои коллегам, что покидает группу. В октябре вышел единственный сингл этой пластинки, «Something»/«Come Together», а в том же месяце Леннон выпустил первый сингл своего сольного ансамбля Plastic Ono Band — «Cold Turkey».

The Beatles практически не продвигали Abbey Road напрямую и не делали каких-либо публичных заявлений о распаде группы до тех пор, пока Маккартни не объявил, что покидает ансамбль в апреле 1970 года. К этому времени проект Get Back (теперь уже переименованный в Let It Be) был капитально пересмотрен, последовала дополнительная работа над наложениями и микшированием материала, завершившаяся в 1970 году. В итоге Let It Be стал последним студийным альбомом, который был закончен и выпущен The Beatles, хотя его запись началась ещё до Abbey Road.

Продажи Abbey Road составили четыре миллиона копий за первые два месяца. В Великобритании альбом дебютировал на вершине национального чарта, где оставался в течение 11 недель, после чего был вытеснен пластинкой Let It Bleed группы The Rolling Stones на одну неделю. Затем он вновь вернулся на 1-е место (в рождественскую неделю) и продержался там ещё шесть недель (всего 17 недель), пока не был смещён второй пластинкой Led Zeppelin — Led Zeppelin II. В общей сложности Abbey Road провел 81 неделю в британском альбомном чарте. За рубежом была схожая ситуация. Пластинка занимала верхнюю строчку хит-парада Billboard Top LP в течение 11 недель, став самым продаваемым альбомом 1969 года по данным Национальной ассоциации звукозаписывающих компаний, а также одним из рекордсменов японского чарта, фигурируя в его Top-100 в течение 298 недель на протяжении 1970-х годов.

Отзывы критиков

Современники

Первоначально Abbey Road получил смешанные отзывы от музыкальной прессы, которая критиковала неестественное звучание пластинки и рассматривала её музыку как искусственную и перепродюсированную. По мнению Уильяма Манна из The Times, те, кто хочет, чтобы «альбом звучал точно так же, как живые выступления ансамбля», будут считать его «пустышкой», хотя он также отмечал, что пластинка «изобилует музыкальной изобретательностью», добавив: «„Come Together“ и „Something“ Харрисона — хороши, но это мелкие радости в контексте всего диска… вторая сторона — изумительная…». В свою очередь, обозреватель журнала Rolling Stone Эд Уорд назвал альбом «сложным в отношениях между людьми, а не в самой музыке»; он посетовал, что синтезатор Moog «лишает души и делает искусственным» звучание группы, подчеркнув, что The Beatles «создали звук, который не может существовать вне студии». Несмотря на то, что Ник Кон из The New York Times посчитал попурри со второй стороны пластинки «самой впечатляющей музыкой» группы со времён альбома Rubber Soul, он утверждал, что «по отдельности» песни альбома не представляют собой «ничего особенного». В свою очередь публицист журнала Life Альберт Голдман писал, что Abbey Road «не является одним из великих альбомов The Beatles» и, несмотря на некоторые «милые» фразы и «волнующие» сэгуэ, сюита, размещённая на второй стороне, «кажется символической для последней фазы существования The Beatles, которую можно описать как круглосуточное штампование одноразовых музыкальных эффектов».

Между тем, Крис Уэлч из Melody Maker был более позитивен: «Правда состоит в том, что их последняя пластинка — это нечто потрясающее, полностью свободное от претенциозности, глубоких смыслов или символизма… и несмотря на то, что продакшн [альбома] прост по сравнению с прошлыми хитросплетениями, он все ещё чрезвычайно тонок и изобретателен». Обозреватель The Sunday Times Дерек Джуэлл счёл альбом «освежающе лаконичным и незатейливым», и хотя он посетовал на дурачество группы «в стиле 1920-х („Maxwell’s Silver Hammer“) и… обязательные детские арии Ринго („Octopus’s Garden“)», по мнению автора, Abbey Road «затрагивает более высшие точки, нежели их предыдущий альбом». В свою очередь, Джон Мендельсон из Rolling Stone назвал альбом «записанным так, что дух захватывает», особенно похвалив вторую его сторону, приравнивая её ко «всему „Sgt. Pepper“ [вместе взятому]» и заявив, что «The Beatles могут объединить, казалось бы, бесчисленные музыкальные фрагменты и лирические каракули в единую замечательную сюиту… это кажется убедительным свидетельством того, что нет, они ничуть не сдали свои позиции, и нет, они не прекращают стараться».

Во время освещения американского турне The Rolling Stones 1969 года для газеты The Village Voice музыкальный критик Роберт Кристгау заявил, встретившись с писателем Грейлом Маркусом в Беркли, что «общественное мнение повернулось против The Beatles. Все отзываются о „Abbey Road“ пренебрежительно». Вскоре после этого, в Лос-Анджелесе, он написал, что его коллега Эллен Уиллис полюбила запись, добавив: «Будь она проклята, если она не права — пластинка не без недостатков, но она хороша. Поскольку земля круглая, это её так заводит. Чарли Уоттс говорит, что ему тоже нравится».

Ретроспектива

По прошествии времени многие критики стали называть Abbey Road величайшим альбомом The Beatles. В своём ретроспективном обзоре Николь Пенсиеро из PopMatters назвала его «удивительно связным музыкальным произведением, новаторским и вневременным». В свою очередь, рецензент журнала Paste Марк Кемп характеризовал лонгплей как одно из лучших произведений The Beatles, «даже если оно предвосхитило стадионный рок с его вездесущими размахиваниями зажигалками, с которым музыкально подкованные, но критикуемые прессой артисты — от Journey до Meat Loaf — будут возиться на протяжении 1970-х и 1980-х годов». Нил Маккормак из The Daily Telegraph назвал Abbey Road «последним любовным письмом The Beatles к миру», похвалив «грандиозный, современный звук» альбома, который назвал «пышным, богатым, гладким, эпическим, эмоциональным и совершенно великолепным».

Обозреватель портала AllMusic Ричи Унтербергер счёл, что альбом разделяет «фальшивые концептуальные формы» Sgt. Pepper’s, но имеет «более сильные композиции», описав своё мнение об Abbey Road с позиции всей дискографии группы: «Является ли „Abbey Road“ лучшей работой Битлз — спорное утверждение, но это, безусловно, самая безупречная работа (за возможным исключением „Sgt. Pepper’s“) и наиболее крепко слаженная». В свою очередь, Ян Макдональд высказал неоднозначное мнение об этом альбоме, отметив, что несколько треков были написаны по меньшей мере за год до начала записи пластинки и, возможно, вообще бы не вписались в неё, если бы не были интегрированы в попурри на второй стороне. Однако он похвалил продюсерскую работу, особенно звук басового барабана Старра.

Abbey Road занимает высокие позиции в ряде рейтингов лучших альбомов в истории, как отдельных критиков, так и авторитетных СМИ. Запись фигурирует на 8-е месте списка «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина, составленным музыковедом в 2000 году. В 2006 году британский журнал Time включил этот диск в свой рейтинг «100 лучших альбомов в истории». Он также занял 14-е место в голосовании журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен» (2012 года), составленным известными деятелями музыкальной индустрии, и был признан лучшим альбомом группы The Beatles по мнению читателей этого издания — в 2009 году. Помимо этого, Abbey Road фигурирует в популярном альманахе «Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте», где публицист Джоэл Макайвер написал о нём следующее:

Наследие

Перекрёсток на Эбби-Роуд и «Смерть Пола»

Изображение The Beatles на перекрестке Эбби-Роуд стало одним из самых известных и имитируемых в истории звукозаписи. Перекрёсток, на котором делалось фото, является популярным местом среди поклонников группы, с 2011 года на нём установлена веб-камера. В декабре 2010 года перекрестку был присвоен статус исторического сооружения II* степени за его «культурное и историческое значение»; аналогичный статус был присвоен самой студии Эбби-Роуд в начале того же года .

Вскоре после выхода альбома его обложка стала частью теории о «смерти Пола Маккартни», которая зародилась в 1967 году в Лондоне, а особую популярность приобрела в американской студенческой среде, в частности среди жителей университетских городков. Суть этих слухов заключалась в том, что битлы на обложке, как утверждалось, изображают идущих с кладбища в виде похоронной процессии. Возглавляет шествие Леннон, облачённый в белое, подобно священнику; Старр, напротив, одет в чёрное, что как бы служит отсылкой к наряду гробовщика; Маккартни, шагающий босиком и не в ногу с остальными, представляет собой покойника; в свою очередь, Харрисон в джинсах олицетворяет могильщика. Сигарета в правой руке левши Маккартни в русле теории указывает на то, что это не Пол, а его двойник; при этом номерной знак 28IF на «Фольксвагене», припаркованном на улице, означает, что Маккартни «было бы 28 лет», если бы он остался жив — хотя на самом деле музыканту было всего 27 на момент съемки и последующего релиза пластинки. В муссирование слухов о «смерти Пола» внесли вклад едва ли не все мейнстримовые радиостанции, тем самым фактически способствуя коммерческому успеху Abbey Road в США. В Лондоне Леннон дал интервью Нью-Йоркской радиостанции WMCA-AM, в котором высмеял эти слухи, признав тем не менее, что они сыграли неоценимую роль для рекламы альбома.

Изображение с обложки Abbey Road неоднократно пародировались, в том числе самим Маккартни на его концертной пластинке Paul Is Live 1993 года. В 1988 году американская рок-группа Red Hot Chili Peppers спародировала обложку для своего мини-альбома The Abbey Road E.P., где музыканты переходят через улицу по зебре практически полностью голыми. В 2003 году несколько американских компаний по производству постеров заретушировали сигарету Маккартни на фото без разрешения Apple и самого музыканта. В 2013 году полиция Калькутты запустила рекламу по повышению безопасности дорожного движения (направленную, в частности, против перехода проезжей части в неположенных местах), в которой использовала обложку альбома с надписью: «Если они могут, почему не можете вы?».

Список композиций

  • Все песни написали Джон Леннон и Пол Маккартни, за исключением особо отмеченных.

Первая сторона

  • «Come Together» — 4:20
  • «Something» (Джордж Харрисон) — 3:03
  • «Maxwell’s Silver Hammer» — 3:25
  • «Oh! Darling» — 3:26
  • «Octopus’s Garden» (Ричард Старки) — 2:51
  • «I Want You (She’s So Heavy)» — 7:47
  • Вторая сторона

  • «Here Comes the Sun» (Джордж Харрисон) — 3:05
  • «Because» — 2:45
  • «You Never Give Me Your Money» — 4:02
  • «Sun King» — 2:26
  • «Mean Mr. Mustard» — 1:06
  • «Polythene Pam» — 1:12
  • «She Came In Through the Bathroom Window» — 1:57
  • «Golden Slumbers» — 1:31
  • «Carry That Weight» — 1:37
  • «The End» — 2:19
  • «Her Majesty» — 0:23 (скрытый трек; указана на CD и LP в переиздании альбома).
  • Комментарии

  • ↑ Гостя этой радиопередачи просят выбрать восемь записей (обычно, но не всегда — музыку), книгу и предмет роскоши, который он взял бы с собой, если бы попал на необитаемый остров.
  • ↑ «Are you gonna be in my dreams/Tonight» из «You Never Give Me Your Money», возможно, является отсылкой к строчке «one sweet dream» из «You Never Give Me Your Money».
  • ↑ «Because the world is round it turns her on» — отсылка к тексту песни «Because», «Because the world is round it turns me on».


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
    При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
    Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!