Ляпин, Александр Сергеевич


Александр Сергеевич Ляпин (1 июня 1956, Ленинград) — советский и российский музыкант, гитарист-виртуоз. В 2013 году эмигрировал в США.

Биография

Александр Ляпин родился 1 июня 1956 в Ленинграде. Ещё будучи учеником математической школы, он начал заниматься музыкой. Его одноклассником был Андрей «Дюша» Романов, вместе они учились и в музыкальной школе, где Ляпин обучался по классу скрипки. Кроме этого, в 1969—1972 годах Ляпин и Романов вместе играли в школьной группе «Альтаир».

Окончив школу, Ляпин стал студентом музыкального училища им. М.Мусоргского и там, вместе с барабанщиком и коллекционером рок-музыки Дмитрием Михайловым и однокурсником басистом Юрием «Басявым» Ражевым, организовал трио «Эрмитаж», игравшее ритм-энд-блюз и хард-рок на танцах в посёлке Вартемяги под Ленинградом. Позже Дмитрий покинул группу и его в барабанном искусстве заменил другой однокурсник Александра по музучилищу — Юрий «Кистяра» Николаев.

Впервые Ляпин обратил на себя внимание публики, выступая на музыкальных лекциях известного питерского музыковеда Владимира Фейертага в составе «Ну, погоди!», одной из наиболее интересных питерских групп тех лет, исполнявшей арт-рок и джаз-фьюжн собственного сочинения в сложных и весьма изобретательных аранжировках 1974—1975. Там же и получил свой первый «опыт» работы в жёстком импровизационном стиле, что стало лейтмотивом всей дальнейшей творческой деятельности музыканта. «Free Bluez» — так шуточно именовал Александр музыкальное направление, которое исповедует по сей день.

В мае 1975 был призван в армию, но занятия музыкой продолжал и там — играл и занимался изучением аранжировки духовых музыкальных инструментов в профессиональном военном оркестре, а в увольнениях занимался ритмом с известным барабанщиком и теоретиком свинга Игорем Голубевым.

После демобилизации Ляпин на год с лишним присоединился к группе Голубева (позднее группа получила название «Джонатан Ливингстон»), а затем играл на сэйшенах со своей группой «Стая» (Александр Титов — бас, Евгений Губерман — барабаны, иногда Михаил Малин — флейта).

«Аквариум»

В конце 70-х жизнь заставила Ляпина пойти на профессиональную сцену, где он играл в нескольких ВИА, много гастролировал по самым отдаленным уголкам страны, но в январе 1982 вернулся в рок-н-ролл как гитарист «Аквариума» и быстро стал неотъемлемым элементом их звуковой палитры и сценического шоу. В репертуар группы вошло несколько его инструментальных пьес. Знаменитый блюз «Холодное пиво», версия песни Бориса Гребенщикова и будущего «митька» Владимира Шинкарёва, сынтерпретированная Александром по мотивам музыки Джими Хендрикса, надолго стала настоящей визитной карточкой гитариста.

1984—1990

«Теле-У»

Желание освободиться от ограниченности песенных форм побудило Ляпина в 1984 собрать собственный инструментальный проект «ТЕЛЕ-У» (название родилось из имени Тележной улицы, где когда-то жил Ляпин), который позже стал лауреатом II Фестиваля Ленинградского Рок-клуба.

В 1985—1986 Ляпин и Густов ещё несколько раз выступили под именем «ТЕЛЕ-У» с различными ритм-секциями, вторично стали лауреатами рок-клубовского Фестиваля весной 1985, и без особых результатов пытались записывать свою музыку, а весной 1986 незаметно развалились, исчерпав свой потенциал.

«Мотор-Блюз»

В то же время Ляпин периодически выступал с группой «Мотор-Блюз», неожиданно для Александра основанной для него будущим клавишником и аранжировщиком «ДДТ» Андреем Муратовым. В апреле того же года Ляпин с командой (Пётр Трощенков, Александр Титов, Николай Гусев, успешно заменивший переместившегося в «Зоопарк» и далее — в ДДТ Андрея Муратова) представили свою впечатляющую, но, к сожалению, единственную программу на блюзовом фестивале в Риге под именем «Блюз-Мотор»…

«ОПЫТЫ Александра Ляпина»

Осенью 1987 Ляпин записал свою первую студийную соло-работу «Зеркало дня», после чего появился на сцене с гораздо более мощной электрической программой в сопровождении ритм-секции «ДДТ» (Вадим Курылёв — бас, Игорь Доценко — барабаны), придумав для этой группы новое имя: «ОПЫТЫ Александра Ляпина» (по аналогии с «Jimi Hendrix Experience»). В 1988 «ОПЫТЫ» записали свой единственный альбом «Комитет No 6». В апреле 1988 вместе с «Джунглями» трио совершило выездную сессию в Финляндию; летом Ляпин, вновь в составе «Аквариума», побывал в Канаде, где группа выступила на антиядерном фестивале в монреальском зале «Forum», а после этого вернулся к сольной карьере.

«ДДТ»

В 1988—1990 «ОПЫТЫ» регулярно выступали в питерских залах, в то время как сам Ляпин параллельно записывался с Юрием Морозовым, и играл с «ДДТ». Вообще, сотрудничество Ляпина с «ДДТ» всегда отличалось оригинальностью: гитарист не был в постоянном составе группы, однако принимал участие в её творчестве, если ему была интересна та или иная программа группы.

«Поп-механика»

C 1988 — постоянный участник «ПОП-МЕХАНИКИ» Сергея Курёхина, с которой играл вплоть до смерти Курёхина в июле 1996. Являлся постоянным творческим партнёром Сергея, занимался Rock-сектором проекта, из опыта работы с которым и выросла ныне существующяя «ROCKМЕХАНИКА».

1990—2001

«Турецкий чай»

В конце 1990 Ляпин, только что вернувшийся из продолжительной поездки по США, организовал новую группу «Турецкий чай», в которой играли виолончелист Всеволод Гаккель (экс-«Аквариум») и барабанщик Александр Емельянов (экс-«Гёзы», «Воскресение»). Группа начала давать концерты, выступила на Десятилетии Ленинградского Рок-клуба (март 1991), пару раз сменила состав и распалась к лету того же года.

Между тем, в феврале 1991 Ляпин неожиданно появился с «Аквариумом» на сцене Дворца Молодёжи, а месяцем позже принял участие в нашумевшем Последнем Концерте группы во время того же Десятилетия Ленинградского Рок-клуба в ДС «Юбилейный».

Альбомы «Анаша» и «Ностальгия по холодному пиву»

В августе 1991 на Ленинградской Студии Грамзаписи Юрий Морозов закончил тянувшуюся почти два года работу над альбомом Ляпина «Анаша», в записи которого принимали участие музыканты «ДДТ», известный джазовый саксофонист Михаил Костюшкин и сёстры Марина и Татьяна Капуро. Альбом сразу же вышел на пластинке, а три года спустя был переиздан на компакт-диске под менее вызывающим названием «Ностальгия по холодному пиву».

Работа с «ДДТ». Альбом «Чёрный Пес Петербург».

На протяжении 90-х Ляпин работал с Курёхиным, участвовал в проводимых Колей Васиным и его Храмом Рок-н-ролла музыкальных мероприятиях, выступая в сопровождении своих старых и новых коллег, на время вернулся к сотрудничеству с «ДДТ» в их программе «Чёрный пёс Петербург» (1992—1993) — участвовал как в записи альбома, так и в концертах. В 1994 выходил на сцену с ретро-группой «Дубы-Колдуны».

С 1996 музыкант регулярно выступал на сцене «Бильярдной в стиле блюз», своего рода блюзового клуба в питерском Дворце Молодёжи, где в разное время прошло множество специальных программ, посвящённых звёздам прошлых и нынешних лет и важнейшим датам или событиям музыкальной культуры. (В их числе необходимо отметить состоявшееся в феврале 2000 празднование тридцатилетия группы «Grand Funk Railroad» и ежегодный конкурс гитаристов «Fender Blues Party».)

Летом 1997 Ляпин вновь вышел на сцену в составе «Аквариума» на концертах, посвящённых двадцатипятилетию группы, после чего продолжал сотрудничать с Гребенщиковым в его последующих музыкальных проектах (в частности, в сценической интерпретации материала его американского альбома «Лилит» в сезоне 1997—1998).

«Ну, погоди!» и ретро-программа.

Начиная со второй половины 1990-х бывшие участники «Ну, погоди!» обсуждали с Ляпиным идею временного возрождения группы, однако, осуществить её им удалось только в декабре 1998, в ретро-программе "Старый Рок под Новый Год. При активном участии самого Ляпина группа сыграла несколько номеров из своей программы середины 1970-х. В сентябре 1999 Ляпин был специальным гостем концерта, посвящённого пятилетию группы «Pushking».

«Lyapin’s Blues»

Летом 2001 Ляпин организовал новую группу, «Lyapin’s Blues», в которой с ним играли Круглов и бывший коллега по «ТЕЛЕ У» бас-гитарист Иван Ковалёв. Они исполняли как блюзовые стандарты и номера весьма почитаемого Ляпиным Джими Хендрикса, так и его авторский материал. 27 ноября 2001 «Lyapin’s Blues», состав которого на этом концерте усилил гитарист и певец Ярослав Помогайкин (экс-«Smirnoff»), стал хедлайнером дня рождения Джими Хендрикса, который отмечался в КЗ «Петербургский» по инициативе общественной организации «Дельта Невы». Тот же состав в июле 2002 выступил на блюзовом open air фестивале «Дельта Невы» в Юсуповском саду в Петербурге, а 16 августа 2002 на «Fender Blues Party» в клубе «Порт». Ещё одним важным событием этого лета стало тридцатилетие «Аквариума», где Ляпин, по традиции, вновь вышел на сцену со старыми и новыми участниками легендарной группы и порадовал поклонников своего таланта несколькими феерическими соло.

Американские каникулы. 2002 г.

В октябре 2002 Ляпин уволился из Дворца Молодёжи и вскоре неожиданно для всех надолго уехал в США; там он занимался самообразованием, давал концерты (в Калифорнии, на Восточном побережье и даже в Лас-Вегасе), некоторое время жил отшельником, общаясь с природой, постигал тонкие грани жизни и вкладывал всю свою неиссякаемую энергию в творчество. Находясь в Штатах, Ляпин совершил масштабное путешествие: как настоящий пилигрим, он прокатился на машине, проехав все штаты от Вашингтона (East Coast) до Южной и Северной Калифорнии (West Coast) с разбросом по побережью от Форта Росс на севере и до Сан-Диего на юге, до границы с Мексикой…

Кроме этого, Ляпин стал консультантом на студии Кенни Джи, участвовал в гитарном фестивале Эрика Клэптона «CROSSROADS», давал сольные концерты в голливудском театре «Palladium», проходил в Силиконовой долине обучение высокотехнологичным методикам обработки звука, а также теперь является действительным членом американской ассоциации композиторов и исполнителей ASCAP.

«Американские каникулы» дали Мастеру возможность разобраться в себе, познать мир, приобрести уникальный творческий опыт и наработать огромный объём материала: именно в этот период были задуманы и написаны многие пьесы из тех, что сейчас Александр Ляпин играет на концертах, и те, которые скоро выйдут в едином альбоме.

Новые проекты в Петербурге.

В Америке «Русский Джимми Хендрикс», как окрестила его отечественная рок-пресса, прожил более двух лет, после чего вернулся в Петербург и уже здесь начал несколько новых проектов. В 2006 году Александр Ляпин получил премию журнала «МУЗЫКАНТ» как лучший исполнитель года.

Преподавание. Мастер-класс в LIPA и создание собственного лицея.

Огромное место в сегодняшней жизни музыканта занимает вопрос передачи опыта: Ляпин всерьёз занимается преподавательской деятельностью. Впрочем, преподавание всегда интересовало гитариста. В 1998 году по личному приглашению сэра Пола Маккартни проводил мастер-класс в Ливерпульском Институте Искусств «LIPA». Мастер-класс в Ливерпуле натолкнул Мастера на создание подобного экспериментального проекта в России, и в 2006 году Ляпин основал лицей — синтез психологии, здорового образа жизни, непосредственного обучения игры на электрической гитаре, а также исполнительского мастерства, где продолжает преподавать по сей день.

Кроме того, в планах Александра Ляпина — проект «Видеошкола», цель которого, по словам Мастера, «сделать принципиально новую школу, которая должна совершенно по-иному учить людей играть и воспринимать музыку. На уровне чувства времени, пространства, ритма — чего нет на сегодня повсеместно нигде в нашей стране. Другими словами — на уровне природного, естественного драйва».

«FeedBack»

Ныне Александр Ляпин играет в группе «FeedBack» с Вадимом Курылёвым («ДДТ», «Электрические Партизаны») и Михаилом Нефёдовым («Алиса»).

ROCKМЕХАНИКА

Детище последних двух лет — интереснейший проект, который получил название «ROCKМЕХАНИКА». Проект уникален по своему жанру, он не вписывается ни в какие рамки и границы музыкальных условностей. «ROCKМЕХАНИКА» — это шоу, спектакль, это мультимедийный перформанс, каждый раз — новый, отличный от предыдущего.

Юрий Шевчук («ДДТ») оценил шоу «ROCKМЕХАНИКА» такими словами: «Наконец-то, в России появилась, достойная, дорогая музыка качественно нового уровня».

По словам создателей проекта, так же, как в своё время «ПОП-МЕХАНИКА» Сергея Курёхина взорвала своим революционным шоу остатки унылой просоветской музыкальной жизни, «ROCKМЕХАНИКА» Александра Ляпина призвана взорвать унылую серость «исполнительского мастерства», царящую на большей части российской рок-сцены. Россия достойна виртуозной, качественной музыки! — в этом убеждены все участники Rock-Mech.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!