Хасан, Фаик


Фаик Хасан (араб. فائق حسن‎; 1914, Багдад — 11 января 1992, Багдад) — иракский живописец и скульптор, член Союза художников Ирака, один из основоположников современной иракской школы живописи.

Биография

Родился в 1914 году в Багдаде, где позднее окончил Институт изящных искусств, получив стипендию для дальнейшего обучения.

С 1935 по 1938 году обучался в школе изящных искусств во Франции, где постигал традиционные формы живописи, а также увлекался работами кубистов и импрессионистов, которые повлияли на дальнейшее развитие его творчества. Во Франции сформировался как пейзажист и художник жанровых тем.

В 1939 году, вернувшись в Багдад, вместе с Джавадом Салимом занимался организацией отделения живописи в Институте изящных искусств, а также создании в 1940 году Общества иракских художников. В 1950 году был одним из создателей Pioneers Group (или S.P), в выставках которого принимал участие до 1967 года.

В 1967 году присоединился к образованному союзу «Corner Group» и в том же году участвовал в первой выставке данного объединения художников.

Скончался в 1992 году.

Творчество

В своём творчестве художник часто обращается к теме народного быта бедуинов, а его полотна «воспевают свободолюбие сынов арабского народа, хранящего гордое спокойствие среди необъятных просторов голой пустыни». Художник был участником большинства национальных художественных выставок в Ираке и зарубежных странах (Багдаде, Бейруте, Кувейте, Египете, Алжире, Марокко, и большинстве стран Северной и Южной Америки). Для раннего периода творчества характерно обращение к импрессионистическому направлению, в дальнейшем художник переходит на формалистические позиции и становится основателем «Общества примитивистов». Художник был популярен при жизни.

Среди наиболее известных работ художника: «Бедуины в пустыне» (1950-е), «Лошади» (1950-е), «В ожидании охоты» (1950-е), «Лагерь бедуинов» (1950-е), «Народная музыка» (1960-е), «Страницы истории» (1960-е), «Семья кочевников» (1960-е), «Две девушки» (1960-е), «Крестьяне» (1964), «Больной в деревне» (1964), «Абстрактное выражение» (1964), «Народная кофейня» (1965), «Мечеть в старом Багдаде» (1965), «Двое» (1966), «Охотничий сокол» (1967), «Встреча» (1967), «Бедуин» (1970), «Деревенский пейзаж» (1970) и другие.

Оценки

Эмоциональная сдержанность ранних полотен Хасана сочетается с композиционной немногословностью, неярким, но насыщенным колоритом, живописной обобщённостью. В дальнейшем автор постепенно утрачивает эти качества, предпочитая схематизм, примитивизацию формально понятных решений, хотя и в картинах последних лет можно встретить привычные мотивы бедуинского быта, изображения феллахоз и иракской деревни, пейзажи страны, трактованные в прежней реалистической манере. Отвлечённые колористические искания, поверхностный декоратизм уводят художника в сторону от воплощения народной темы, заставляют игнорировать образное содержание живописи. Спорный, неуравновешенный характер творчества Хасана делает этого видного иракского жанриста одной из наиболее противоречивых фигур современной национальной живописи.

Богданов А. А.

Выставки

Персональные
  • 1962 (Багдад, Ирак)
  • 1967 (Багдад, Ирак)
  • 1971 (Багдад, Ирак)
групповые
  • 1952 (Avicenna Exhibition, Багдад)
  • 1959 (СССР)
  • 1965 (Iraq Art Exhibition, Бейрут)
  • 1971 (СССР)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!