Пластун (альбом)

11.07.2021

«Пластун» — седьмой альбом советской и российской рок-группы DDT. Альбом был издан только в 1995 году, хотя записан в декабре 1991 года, на московской студии «Видеофильм». Сведение — Санкт-Петербургская студия грамзаписи. Выпущен на компакт-дисках и магнитофонных кассетах.

История создания

Песни из этого альбома появились в репертуаре ДДТ около 1988 года и составляли основу второй концертной программы «питерского периода» группы. «Пластун» впервые прозвучал целиком в сентябре 1988 года в ленинградском СКК. В студийном варианте песни с альбома были впервые запечатлены на магнитоальбоме «Предчувствие гражданской войны» в 1989 году.

Сам Шевчук так подходил к оценке этого произведения:

«Весь 1991 год мы пытались записать все, что было написано до 1990-х. Я в Москве записывал вокал, жара жуткая, безветрие… Какое-то абсолютно болезненное, мерзкое состояние. Альбом мне совершенно не нравился. Я как бы проводил 1980-е тогда. Было ощущение прощания со старым. Я четко осознавал, что мы должны что-то другое играть и делать. Иначе — или умрем, или всё, надо заниматься другим делом. Посмотрели на себя внимательно, на музыку свою, — она нам совершенно разонравилась. Мы даже альбом этот, который год вымучивали, решили не выпускать. Просто стыдно было. Мы выпустили его потом, когда эти обостренные чувства прошли. И стали перестраиваться, переориентироваться…»

.

«Этот альбом я бы назвал „пышным“. Пышным, потому, что много красок — клавиши, струнные, медь, симфонический оркестр и т. д. Мы были увлечены тогда классической музыкой, пытались по-своему скрестить её с роком, найти грань между пафосом и сермягой, лирикой. Основные песни посвящены нашим друзьям-афганцам и бушующей тогда вовсю перестройке. <…> Мы много экспериментировали, искали звук, короче, закопались и, на мой взгляд, пластинка получилась какая-то не очень живая, замученная, и решили не выпускать её. Зарезали. Первоисточники, практически пропали… И вот нашлась кассета. Послушали впервые за столько лет и решили выпустить. Жалко все-таки, почти три года жили мы с этими песнями. Заново писать — некогда, да и мне, если честно, лень»

.

Вадим Курылёв рассказывал:

«Альбомчик вышел нешуточный — записывали его полгода, потом полгода сводили. Дело происходило в Москве на студии «Видеофильм» в 1991 году. Для того времени студия была очень современная и хорошо укомплектованная — она была оснащена даже компьютерами. На этой же студии записывался алисовский «Шабаш» и «Чёрный альбом» «Кино». На время записи мы все переехали в Москву, а я даже остался там ещё года на три. Большие технические возможности студии в результате лишь навредили альбому — Юра с Е. Мочуловым сводили его, пересводили, мы что-то переписывали, перепевали, опять пересводили и, в конце концов Юра решил его не выпускать. Видимо, он ожидал от «Пластуна» такого невероятного качества, что не мог примириться с тем, что получилось.

На самом же деле альбом не так уж и плох даже по качеству, а уж по содержанию — это один из лучших альбомов ДДТ. Здесь удалось развернуться Андрею Муратову со своими клавишами, а Андрей Васильев назаписывал своих любимых «стеклянных» гитар в таком качестве, как ему ещё никогда не удавалось. Реже всех на студии появлялся Никита и записывал в основном свою электро-скрипку, подаренную Стасом Наминым.

Почти все электро-гитары записал Андрей, за что и попал на обложку альбома. Впоследствии мне казалось, что это неожиданное для альбомов ДДТ оформление тоже сыграло роковую роль в судьбе «Пластуна». Он вышел лишь пять лет спустя, когда стало уже окончательно ясно, что переписывать его никто не будет — время прошло. В качестве приглашенных музыкантов в записи участвовали духовики из распадающейся тогда «Бригады С» и симфонический оркестр, который записывали отдельно, в Питере. Оркестровку для тех и других писал Дядя Миша. Пока писали этот злополучный альбом, в стране произошла революция, и Советского Союза не стало, Москва стала столицей России, а Ленинград — Петербургом. Я же остался жить в Москве и стал приезжать в родной город лишь для репетиций и записей следующих альбомов. Была ещё одна попытка записать альбом заново — инициатором был Игорь Доценко. С ним и с Андреем Муратовым в качестве звукорежиссёра мы записали заново треки ритм-секции для нескольких песен «Пластуна», но этот порыв не был поддержан самим Юрой, и, соответственно, провалился. В 1995 году, когда стали первый раз переиздаваться старые альбомы ДДТ на компакт-дисках, вышел в свет и «Пластун» 1991 года. Такова непростая судьба этого альбома»

.

Игорь Доценко констатировал:

«Жаль, правда, что мы перемудрили с барабанами на альбоме „Пластун“, в результате чего они провалены по звуку»

.

На песню «Предчувствие гражданской войны» в 1989 году был снят клип, режиссёр — Е. Аксенов.

Песни

«Дороги» посвящены памяти Александра Башлачёва, выпавшего из окна в феврале 1988 года, её последняя строчка — отсылка на первые свободные выборы в СССР 1989 года. В ночь после похорон Башлачёва была написана «Предчувствие гражданской войны», названная по одноимённой картине Сальвадора Дали; её можно увидеть в конце видеоклипа. Строки «Антиутопия на ржавом коне / Вскроет могилы уставших ждать…» — отсылка к Откровению Иоанна Богослова.

Композиция «Ветры» посвящена Афганской войне 1979—1989 гг.

Список композиций

  • Дороги — 5:33
  • Пластун — 5:44
  • Предчувствие гражданской войны — 4:14
  • Ветры — 7:22
  • Победа — 5:31
  • Перестроище — 4:39
  • Змей Петров — 2:30
  • Актриса Весна — 7:52
  • Депутат Прокопенко (бонус) — 5:14 (Запись с концерта в ДК Ленсовета, 1989 г.)
  • Участники записи

    • Юрий Шевчук — вокал, стук по рельсам (2), звук бутылок (7)
    • Андрей Васильев — гитара (1-7, 9), хор (2, 6, 7)
    • Никита Зайцев — скрипка (1, 6, 8, 9), гитара с фуззом (2)
    • Игорь Доценко — барабаны, хор (2, 6, 7)
    • Вадим Курылёв — бас-гитара, 12-струнная гитара (1, 8), хор (2, 6, 7, 8)
    • Андрей Муратов — клавишные, электро литавры (5), хор (2, 6, 7), звукорежиссура (пересведение).
    • Михаил Чернов — саксофон (3, 6, 7, 8, 9), флейта (1, 4)
    • Эльвира Шмакова — вокализ (4)
    • Александр Бровко — акустическая гитара (4)
    В записи принимали участие
    • Симфонический оркестр гос. театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского под руководством М. Махтина (партитура и дирижирование — Михаил Чернов) (5).
    • Духовая секция группы «Бригада С» (3, 6, 7).
    Звукорежиссёры
    • Андрей Шабунов
    • Евгений Мочулов


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2021
    При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
    Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!