Сальманов, Салават Рафикович

12.08.2021

Салават Рафикович Сальманов (башк. Салават Рафик улы Сәлмәнов; род. 30 апреля 1952 года, Москва) — советский и российский башкирский композитор, педагог.

Выпускник ГМПИ им. Гнесиных (1979). Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан (2008), член Союза композиторов РФ и РБ, доцент Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова.

Член Комиссии по сохранению нематериального культурного наследия народов Республики Башкортостан при Комитете Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО.

Биография

Родился 30 апреля 1952 года в Москве, в семье советского башкирского композитора Рафика Вафовича Сальманова.

В 1979 году с отличием закончил Государственный музыкальный институт имени Гнесиных (класс Николая Ивановича Пейко).

С 1979 — преподает в Учалинском музыкальном училище;

С 1988 — преподает в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Уфимском государственном институте искусств;

С 1989 года — преподает в Уфимском государственном институте искусств.

Творчество

Для его стиля характерны ярко выраженный национальный колорит, творческое переосмысление традиций башкирской народной музыки и тщательно «поверенная алгеброй гармония».

Особого мастерства композитор достиг в области хоровой музыки: это симфония «Ода Салавату», крупные циклы, такие как «Песни Зауралья», и яркие, написанные красочными музыкальными мазками циклы по мотивам башкирского обрядового фольклора: «Заклички и заклинания», «Колыбельные». Хоровая музыка композитора нашла своих почитателей не только в республике, но и в Финляндии, в Москве и других городах России.

Произведения Салавата Сальманова любимы ведущими коллективами и солистами РБ и часто звучат со сцен самых разных концертных площадок: на пленумах и съездах Союза композиторов РБ, на фестивалях музыки композиторов Поволжья и Урала — в Уфе, Казани, Саранске, Москве.

Композитор сохранил непосредственность и свежесть восприятия мира. Возможно, потому так удаются ему произведения для детей. Его песни исполняются в детских садах, школах, они вошли в репертуар музыкального лектория Башкирской государственной филармонии. А его музыкальный спектакль «Давайте дружить» был отобран в числе лучших постановок Башкирского государственного театра кукол для гастролей в Москве в рамках празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства.

Творческое обогащение народной музыки, свойственное эстетике неофольклоризма, проявилось в Триптихе для симфонического оркестра (1979), Фантазии для оркестра башкирских народных инструментов (2001), вокальной симфонии «Салауатҡа мәҙхиә» («Ода Салавату») для хора a cappella на стихи баш. поэтов, симф. картине «Утро в лесу» (обе — 2005), хоровом цикле «Уралымдың ағым һыуҙары» (1995; «Ода малым рекам») на стихи Р. Шакура, обработках народных песен «Зюльхизя» (1996), «Бииш», «Таштугай» (обе — 2007) для голоса и симфонического оркестра.

Вокальной музыке Сальманова присущ лирико-филоский характер: хоровые циклы «Төнгө йырҙар» (1998; «Ночные песни») на стихи Т. С. Давлетбердиной, «Көн һайын» (1999; «День за днём») на стихи М. Ямалетдина, вокальные циклы на стихи А. Ахмет-Хужи, Р. Т. Бикбаева, Р. Я. Гарипова, Р. Ф. Мифтахова, романсы и др.

Жанровые модели узун-кюй, кубаира, наигрышей воссозданы в камерно-инструментальном творчестве: полифонические сюиты (1980, 1984), цикл «Учалинские зарисовки» (1985), «Пять фуг в ангиметонных ладах» (2009) для фортепиано, Пять пьес для струнного квартета на темы башкирских народных мелодий (1994), сонаты для различных инструментов. Среди произведений детской музыки 3 прелюдии для фортепиано; циклы миниатюр «Бишек йырҙары» (2002; «Колыбельные песни»), «Теләктәр һәм арбауҙар» (2007; «Заклички и заклинания»), «Әкиәт, уйын һәм түңәрәк көйҙәре» (2008; «Сказки, игры, хороводы») для женского (детского) хора на народные слова, музыка к телеспектаклям, песни и др.

Салаватом Сальмановым нотировано свыше 150 башкирских народных песен.

Ученики

Лауреаты и дипломанты Международных, Всероссийских конкурсов и Республиканских конкурсов — З. Исмагилова, Шаура Гаппасова, Айдар Хазин, Фаниль Ибрагимов, Булат Исламов, Урал Мухамедьяров, И. Губайдуллина и др.

Труды

Более 150 нотаций башкирских народных песен, 41 из них – опубликованы в сборнике Ф. Надршиной «Духовные сокровища» («Рухи хазиналар») / Муз. ред. – Уфа, 1995; Назир Абдеев. Күңелем ашҡына изгелек эшләргә: Нотно-песенный сборник / Сост., муз. ред.. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2008.

Основные сочинения

Произведения для оркестра:

  • Увертюра для духового оркестра (1976);
  • Напев и наигрыш для оркестра народных инструментов (1977);
  • Триптих для симфонического оркестра (1979).

Произведения для хора:

  • 2 башкирские народные песни для хора a cappella «Белый стакан»,
  • «Ханская дочь» (1988–1989);

Хоровые циклы:

  • «Иглотерапия» – 8 хоров a cappella на ст. Б. Искужина (1996);
  • «Песни Зауралья» – 4 хора a cappella на ст. Р. Шагалиева (1996);
  • «Заклички и заклинания» – 20 хоров a cappella (2004);
  • «Ода Салавату» – 2 поэмы a cappella из цикла, посвященного С. Юлаеву (2006);
  • «Ночные песни» – 5 хоров для женского хора a cappella для женского хора на стихи Т. Давлетбердиной;
  • «День за днем» – 7 хоров a cappella для мужского хора на ст. М. Ямалетдинова.

Камерно-инструментальные произведения:

  • Сонаты для виолончели и фортепиано (1973), для трубы и фортепиано (1983), для гобоя и фортепиано (1984);
  • Партита для струнного квартета (1978).

Камерно-вокальные произведения:

  • Романсы на стихи башкирских поэтов.
  • Свыше 50 песен для детей на стихи башкирских поэтов.
  • Музыка к детским телеспектаклям и др.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2021
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!