Архитектура Екатеринбурга

17.08.2021

Архитектура Екатеринбурга — комплекс исторически сложившейся застройки и планировки, совокупность зданий, сооружений и архитектурных стилей города Екатеринбурга.

Основные этапы застройки города

1723—1860. Город-завод

1723—1770. Екатеринбургская крепость План Екатеринбурга 1729 года

Освоение территории Западного Урала началось в XIV веке с возникновения промышленной добычи соли и разработки месторождений меди. С XVII века началось активное освоение Восточного Урала, связанное со строительством небольших заводов по разработке медных и железных руд, добычей драгоценных и поделочных камней. Характерным явлением в тот период стало строительство крепостей-острогов — опорных оборонительных пунктов. Так возникли Чердынь, Кунгур, Туринск, Соликамск, Верхотурье и Ирбит. Особенно значительным было влияние города Тобольска, административного, хозяйственного и церковно-монастырского центра огромной территории Сибири, включавшей в тот момент и многие районы Урала.

Значение Тобольска заметно ослабло с появлением в 1723 году нового центра горнозаводской промышленности — Екатеринбурга. В 1701 году возникли первые уральские центры чёрной металлургии — Каменский и Невьянский заводы. К 1720-м годам на Урале работали уже 12 заводов чёрной металлургии и 6 медеплавильных заводов. Здесь было положено начало крупнейшей металлургической базы России. Интенсивное строительство металлургических заводов привело к возникновению нового вида поселения — города-завода, одним из которых и стал Екатеринбург.

Место для нового Екатеринбургского казённого завода выбрал Василий Татищев, в тот момент начальник сибирских заводов, «посредине всех заводов», на реке Исети, на большой торговой дороге, ведущей с запада на восток. Строительство было начато весной 1723 года под руководством Вильгельма де Геннина и закончено к 7 ноября 1723 года. Завод окружали уже существующие поселения — деревни Уктус, Верхний Уктус и Новая Пышма.

В основу плана города-завода Екатеринбурга легла строгая регулярная планировка — новый принцип русского градостроительства начала XVIII века, — предопределённая прямоугольной в плане Екатеринбургской крепостью и двумя перпендикулярными осями, проложенными по плотине и по течению реки Исети. Крепость, с размерами сторон 654×762 м, представляла собой систему земляных валов высотой 2,5 м, укреплённых деревянным частоколом. На углах и по главной оси располагались шесть бастионов. Внутри крепости была воздвигнута плотина, по сторонам от которой образованы предзаводские прямоугольные площади. На планировочную структуру в первую очередь оказали влияние географическое положение поселения, наличие в нём железноделательного завода и плотины. Через плотину проходила главная дорога поселения. Остальные улицы прокладывались перпендикулярно Главному проспекту. На западной площади располагались здания Сибирского обер-бергамта с конторой (Главное управление сибирских заводов), школа и госпиталь. Почти в центре площади была построена церковь, справа от которой позже были возведены торговые ряды. Восточная площадь была застроена жилыми домами чиновников, а позже на ней была возведена ещё одна церковь. Деревянные цеха располагались вдоль Исети, за плотиной. Почти все здания Екатеринбургской крепости, за исключением доменных печей, были деревянными.

План Екатеринбурга 1743 года

В 1730-х годах Екатеринбургский завод стал крупнейшим в России. Поселение стало активно разрастаться за пределы крепости, с сохранением строгой регулярной планировки, о чём свидетельствовал план 1743 года. Западная стороны крепости в связи с постройкой каменного гостиного двора и трёх кварталов жилой застройки расширилась и приобрела ломаную линию. Затем были возведены большое двухэтажное здание главной конторы завода, лаборатории и школы. В 1736 году после пожара чугунолитейное производство было переведено на Верх-Исетский завод, в Екатеринбурге осталось только металлургическое производство.

1770—1860. Период русского классицизма

К началу 1770-х годов в Екатеринбурге насчитывалось около 1420 домов. Восьмитысячное поселение стало административным, транспортным, торговым и военным центром Урала. В 1781 году Екатеринбург получил официальный статус города, границы его значительно раздвинулись, в их пределах была возведена новая крепость, а планировка утратила свою строгую прямоугольную форму.

Конец XVIII — первая половина XIX века — важный градостроительный период в истории Екатеринбурга, ставшего административной столицей Урала: в 1807 году он получает статус «горного города», а в 1826 году в него было переведено всё горное правление из Перми. Для этого периода были характерны: развитие каменного строительства, перестройка заводов с деревянных на каменные, формирование архитектурного облика центра города. Работавшие в Екатеринбурге зодчие Михаил Малахов, Иван Свиязев и Александр Комаров стали основоположниками промышленной архитектуры Урала.

В конце XVIII века, в соответствии с градостроительной реформой Екатерины II, был составлен первый генеральный план города. К концу столетия Екатеринбург имел несколько бесформенные очертания, напоминающие овал, но в дальнейшем его планировка стала более упорядоченной. Екатерина II хотела превратить города Российской империи в «идеальные полисы, с чёткими прямыми улицами и огромными площадями для торговли и народных гуляний», что оказало определяющее влияние на планировку Екатеринбурга. В 1804 году генеральный план, очевидно, был доработан комиссией, занимавшейся составлением планов городов в столице, подписан Вильямом Гесте и утверждён императором. Новый план решал вопросы значительного увеличения территории города, упорядочения застройки, особенно окраин. По плану предполагалась строгая прямоугольная сетка из 335 кварталов, реконструкция Главного проспекта, создание ряда новых площадей: Сенной, Хлебной и др. Центром города оставалась его старая часть. Исторический генплан 1829 года, разработанный также Вильямом Гесте, оказал решающее значение на формирование центра Екатеринбурга, практически полностью войдя в структуру современного генплана. Его основой служил принцип «идеального» города, по которому в XVIII—XIX веке перестраивались многие российские города.

Застройка города на тот момент состояла в основном из деревянных одноэтажных домов, расположенных поквартально и обращённых фасадами на улицы. Новые дома разрешалось возводить только по образцовым проектам, для чего контора екатеринбургских заводов затребовала из Санкт-Петербурга «высочайше утверждённые для частных строений фасады». Среди деревянной застройки постепенно стали появляться богатые каменные одноэтажные и двухэтажные дома заводовладельцев, золотопромышленников, административные и заводские здания. Акцентами застройки выступали церкви, располагавшиеся в наиболее важных планировочных узлах.

К 1840 году время подъёма архитектуры русского классицизма в Екатеринбурге заканчивается. К этому времени город, вслед за возрастанием его экономического и культурного значения, резко увеличился в размерах; планировка приобрела чёткую классицистическую регулярную систему; были оформлены все основные магистрали и площади; в центре выстроены монументальные каменные здания, лучшие из которых были обращены к Городскому пруду. К 1860-м годам было выстроено ещё несколько крупных зданий, но их облик свидетельствовал об упадке классицизма.

1861—1917. Период капитализма

План Екатеринбурга 1910 года

В период развития капитализма в России в Екатеринбурге происходили существенные изменения. Старые промышленные предприятия пришли в упадок, но вместо них получили развитие кустарные промыслы, пивоварение, льнопрядильные производства. Важное значение приобретают новые металлообрабатывающие и механические заводы. Екатеринбург постепенно трансформировался из «горного города» в новый торгово-финансовый центр, становясь центром учреждений уральских горнозаводчиков, золотопромышленников и коммерсантов. Постройка железных дорог от Екатеринбурга на Пермь, Тюмень и Челябинск превратила город в крупный железнодорожный узел.

С утратой Уралом значения главного промышленного района империи, происходил процесс переориентации экономики Екатеринбурга, который стал центром транзитной торговли из Сибири в Европейскую часть страны. В строительстве произошёл переход от классицизма к эклектике. Вместо промышленных зон и сооружений, главенствующее положение в городе стали занимать торговые площади и торговые здания. Многочисленные торговые ряды были построены в районе Кафедральной площади, вокруг перекрёстка Уктусской улицы и Покровского (Сибирского) проспекта. Предзаводские территории всё более плотно застраивались торговыми, жилыми и общественными зданиями.

Изменения сопровождались резким ростом населения города: если в 1861 году численность горожан достигала 19832 человек, то в 1910 году — уже 70 тысяч. С ростом количества жителей увеличилось и количество домов, а следовательно, улиц и площадей. В 1861 году в Екатеринбурге насчитывалось 3832 дома; в 1887 — 5492 дома; а к январю 1914 года в городе было 4016 усадеб, 8252 дома, в том числе 671 каменный, 1042 полукаменных и 6539 деревянных, а также 633 торгово-промышленных заведения. В 1890-х годах в Екатеринбурге было 100 улиц и 16 площадей.

Экономический расцвет и рост населения оказали влияние и на архитектуру старого Екатеринбурга. Развитие планировочной структуры проходило в основном по прямоугольной схеме. Генеральный план города корректировался время от времени — в 1864, 1884, 1910 и 1917 годах. Значительное расширение городской территории происходило в южную сторону от центра, вдоль реки Исети, в несколько меньших масштабах — в других направлениях. В отличие от застройки периода русского классицизма, застройка капиталистического времени отличалась отсутствием жёстких градостроительных концепций. Новые районы застраивались несколько хаотично, в интересах застройщиков и землевладельцев.

Период капитализма отмечался прогрессом в строительной технике — распространением металлических конструкций, железобетона. Возникли и новые типы зданий — вокзал, Театр оперы и балета.

В начале XX века в Екатеринбурге, вслед за центральной Россией, наметился переход к стилю модерн. К 1917 году в Екатеринбурге существовала чёткая и ясная структура застройки, с продуманной системой видовых перспектив; регулярный план предполагал благоустройство города бульварами, скверами на площадях и набережной. Центр города образовывали Церковная и Торговая площади, смыкавшиеся на плотине; главными высотными доминантами выступали многочисленные церкви: Екатерининская, Богоявленская, Святодуховская, Максимилиановская и другие.

1917—1991. Советский период

1920-е годы. Распространение конструктивизма

После революции 1917 года и гражданской войны Екатеринбург (с 1924 года — Свердловск) стал центром огромной Уральской области, в которую вошли территории Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской губерний. Первые мероприятия советской власти были направлены на восстановление разрушенной материальной базы города, развитие промышленности, жилищного и общественного строительства, коммунального хозяйства и благоустройства. Намечалось строительство в Екатеринбурге нового завода-гиганта и превращение города в крупный центр машиностроения. Для реализации задач были созданы проектные и планирующие организации, заложена инженерно-научная школа.

В 1920-е годы, одновременно с восстановлением промышленности, проводились крупные строительные мероприятия: в декабре 1925 года введена в эксплуатацию первая очередь водопровода; в феврале 1927 года пущена первая очередь новой электростанции; в мае 1927 года — городская автобусная линия; в ноябре 1929 года — первый трамвайный маршрут. Активный рост численности жителей подтолкнул к развитию планового жилищного строительства в форме кооперативной малоэтажной застройки. В 1926 году возникли новые районы города — Пионерский, Октябрьский и жилой район на юго-западе. В 1927 году был отведён участок под строительство нового гигантского машиностроительного завода и началось проектирование его жилого района — соцгорода с перспективным населением 100 тыс. жителей. В том же году была составлена первая общая схема развития Свердловска.

С 20-х годов XX века в городе распространяются принципы прогрессивного архитектурного направления — конструктивизма. С 1923 года началась разработка проектов жилых домов для семей рабочих, представлявших собой изначально деревянные здания. Во второй половине 1920-х годов в Свердловске развернулось строительство жилых домов нового типа — так называемых домов-коммун. Массовое строительство жилых домов и комплексов в конце 20-х — начале 30-х годов заложило основы местной строительной школы, экспериментальной разработки типовых жилых секций и новых конструктивных решений.

1930-е годы. «Большой Свердловск»

В 1931 году Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о развитии городского хозяйства Свердловска, поручив Свердловскому городскому совету разработать генеральный план реконструкции города. Шефство над реконструкцией взял Московский городской совет. В апреле 1932 года в газете «Правда» вышла статья «Столица Урала должна быть образцовым городом». Были организованы всесоюзные конкурсы на строительство в Свердловске Дома уральской промышленности (1931), Большого синтетического театра (1932) и других зданий, в которых участвовали лучшие архитекторы страны. Одним из главных достижений стала планировка и застройка северного жилого района — соцгородка Уралмаша, возведённого по генеральному плану архитектора П. В. Оранского.

Панорама соцгорода Уралмаша, середина 1930-х годов

Архитектура жилой застройки Уралмаша начала и второй половины 1930-х годов имела очевидные отличия в стилистическом отношении. Новое направление в архитектуре сложилось в период 1931—1935 годов, времени ликвидации архитектурных группировок, организации Союза советских архитекторов и Академии архитектуры СССР. В тот период советская архитектура возвратилась к принципам классицизма. Новое творческое направление воплотилось в застройке Уралмаша 1936—1939 годов (арх. П. В. Оранский, М. В. Рейшер и другие) и общественных зданий, которые проектировались как опорные центры развивавшейся вокруг них жилой застройки.

В строительстве жилых и общественных зданий в предвоенные годы реализовывались идеи, заложенные в генеральном плане развития города, утверждавшиеся в качестве официального планового документа в 1927, 1930 и 1939 годах. В 1930 году группой архитекторов под руководством С. В. Домбровского был составлен вариант планировки известный как «Большой Свердловск». В соответствии с планом получил развитие центр города. В схеме выдвигалась прогрессивная идея использования идущего к центру города пространства вдоль поймы Исети в качестве озеленённого пространства, выходящего в пригородный лесопарк. Идея была реализована в послевоенный период. Район Втузгородка на востоке рассматривался как новая часть города, в которой должны были сконцентрироваться все высшие и средние учебные заведения, а также научно-исследовательские институты и Уральский филиал Академии наук СССР. Изменения планировочной структуры было связано с развитием жилой застройки к северо-востоку от центра и к юго-западу, а также в районе за плотиной Нижне-Исетского пруда.

Накануне Великой Отечественной войны Свердловск представлял собой характерный пример нового социалистического города — административного, промышленного и культурного центра с развитой системой промышленности, жилой застройкой, административными и общественными учреждениями, системой общественного транспорта, озеленения и благоустройства. В городе размещалось более 160 учреждений и управлений, 140 заводов, фабрик, комбинатов и мастерских, 25 научно-исследовательских институтов, 12 вузов и 30 техникумов, 52 клуба, 7 музеев, 73 киноустановки, 5 театров, 166 массовых библиотек. Количество жителей выросло до 450 тыс. человек.

1941—1945. Период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы промышленные предприятия, музеи, факультеты и кафедры вузов Москвы, Ленинграда и Киева. Новые производства, переведённые из других городов, размещались, как правило, в пределах промышленно-транспортных территорий, запроектированных генеральным планом города. Объём промышленного производства за годы войны вырос в семь раз, что соответственно привело к росту числа жителей. Не смотря на ограничение ресурсов, помимо промышленного, продолжалось строительство жилья, административных зданий, развивался транспорт и благоустройство. За годы войны было возведено 430 жилых домов, осуществлялось строительство комплекса академических зданий во Втузгородке, пущена первая линия троллейбуса, расширена сеть трамвайных путей, открыт новый пригородный аэропорт «Кольцово», замощено и заасфальтировано около 400 тыс. м² дорог и тротуаров.

Комплексное жилищное строительство осуществлялось в виде индивидуального малоэтажного строительства, в соответствии с генеральным планом и схемами планировки жилых районов. Новые массивы индивидуальной застройки появились на северо-западе и севере соцгородка Уралмаша. Начал застраиваться жилой район с востока соцгородка, возводимый по плану города авторства архитектора Н. А. Бойно-Родзевича, с системой прямоугольных кварталов аналогичных другим районам Уралмаша. В эти же годы начал формироваться жилой массив в 12 км от центра города — район Химмаша. В период Отечественной войны началось слияние расчленённой ранее застройки промышленных районов и основного ядра города, повышение её плотности.

1946—1955. Послевоенный период

Развитие Свердловска в послевоенный период было связано с ролью Урала в восстановлении пострадавших районов страны. Город продолжал развиваться как центр машиностроения и металлообработки, а также управления, науки и образования. Реконструкция и застройка Свердловска осуществлялась на основе действовавшей в то время схемы генерального плана (арх. П. В. Оранский при участии О. Л. Вольхина, Н. Д. Страшко и других). Жилищное строительство велось по принципу комплексной ансамблевой застройки улиц, площадей и кварталов. Характерными примерами стали жилые кварталы вдоль улицы Свердлова — парадной въездной магистрали от вокзала в центр города, улицы Ленина, развивавшейся от ядра исторического центра до площади имени Кирова, и других улиц.

Изменился подход к планировке кварталов: старая планировочная сетка, рассчитанная на одноэтажные индивидуальные дома, заменялась крупной сеткой с кварталами площадью в 5—6 га и более с благоустроенными внутренними территориями. В застройку обычно включали располагавшиеся по периметру встроенные магазины, кинотеатры, столовые, мастерские и другие учреждения, а внутри кварталов — детские сады, ясли и другие внутриквартальные объекты.

Дореволюционная архитектура

Утраченные памятники архитектуры

За советские и последние годы в Екатеринбурге было уничтожено около 90 историко-архитектурных памятников, одним из первых и самых резонансных в масштабах страны был снос Дома Ипатьева.. Эксперты считают, что город окончательно потерял свой исторический облик.

Екатеринбургские дворцы и усадьбы, вошедшие в черту города

Храмы и монастыри

Архитектура советского авангарда и монументализма в Свердловске

Архитектура советского авангарда и конструктивизма 1920-х—1930-х годов, представленная в городской архитектуре, является одним из величайших явлений в мировой культуре XX века, оказавшим большое влияние на мировую архитектурную жизнь. Монументализм зданий сталинского периода и некоторых более поздних, очень широко распространённый в резко разросшемся за это время городе под названием Свердловск, также явился знаковым событием для архитектуры и общества.

Современные здания и сооружения

Музеи

Плотины и мосты Екатеринбурга

Сады, парки и места отдыха

Памятники

Фонтаны

В городе действуют следующие фонтаны:

  • «Каменный цветок» — главный фонтан города на южной стороне площади Труда
  • фонтан на площади Советской Армии (бывший светомузыкальный, ныне обычный
  • фонтан у памятника Попову на северной стороне площади Труда
  • фонтан «Шар» у Драмтеатра
  • 4 фонтана (большой и 3 малых) в ЦПКиО, светомузыкальные
  • фонтан между Оперным театром и гостиницей «Большой Урал»
  • фонтанчик у завода «Три тройки» на ул. Студенческой
  • 3 фонтанчика с вращающимися шарами на углу у клубного дома «Тихвин»
  • Фонтан «Машина времени» (он же «Кракен»)- на ул. Вайнера
  • маленькие фонтанчики у Горного института
  • фонтанчик на ул. Свердлова
  • фонтанчик около ЦПКиО (угол Восточной и Ткачей, у закусочной)
  • Фонтан в дендрарии на 8 Марта
  • Фонтан на проспекте Космонавтов у кинотеатра «Заря»
  • 2 чашеобразных фонтана у управления дороги (в процессе работы меняют форму струй), имеют подсветку
  • Фонтан на бульваре Культуры у старого ДК УЗТМ
  • Светомузыкальный фонтан в реке Исеть у плотинки


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2021
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!