21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Содержание предмета типологии общественных зданий

13.07.2016

Общественные здания по своему объему относятся к наиболее массовым типам среди других видов строительства. Развиваясь на протяжении многих веков, как объекты призванные удовлетворять многообразные стороны жизнедеятельности человека, их количество возрастало как по численности, так и по видам обслуживания. Обобщая опыт современного строительства, представляется возможным выделить следующие основные группы учреждений общественного назначения: учебно-воспитательные, культурно-просветительные, спортивные, торговые, транспортные, оздоровительные и предприятия общественного питания (рис. 1.1). Каждая из этих групп общественных зданий подразделяется еще на ряд подгрупп. Например, группа учреждений учебно-воспитательного назначения подразделяется на детские дошкольные учреждения (детские ясли-сады) и общеобразовательные школы, которые, в свою очередь, подразделяются по характеру обслуживания на круглосуточные и с дневным пребыванием детей (детские дошкольные учреждения), интернаты, пришкольные интернаты (общеобразовательные школы) и по вместимости — мелкие, средние и крупные. Кроме того, есть также лесные школы, детские приюты и детские дома. В последние годы в Узбекистане все более настойчиво пробивает себе дорогу тенденция развития сети учебно-воспитательных комплексов, состоящих из школы в составе I—IV классов и детских садов-яслей (рис. 1.2).
Содержание предмета типологии общественных зданий

На множество подвидов подразделяются также предприятия общественного питания, объекты здравоохранения, спортивные, транспортные учреждения и предприятия культурно-просветительного назначения. Всего типов общественных зданий насчитывается более 4 тыс. Архитектура всех этих типов общественных зданий формируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов: природно-климатических, градостроительных, экономических, местных укоренившихся традиций, внутренних технологических процессов, строительных материалов, сейсмики, требований пожарной безопасности и др.
В Узбекистане одним из наиболее активных факторов, оказывающих влияние на формирование архитектуры зданий, является климат. Его особенность, характеризующаяся высокими летними температурами воздуха, обуславливает необходимость поиска путей соответствующими объемно-пространственными и планировочными решениями свести к минимуму вредное воздействие высоких температур на организм человека. На практике это достигается созданием условий для сквозного проветривания помещений, устройством солнцезащитных систем на оконных проемах, углублением помещений с целью сократить поверхность наружных ограждающих конструкций и др.
Содержание предмета типологии общественных зданий

Влияние сейсмики отражается на этажности зданий, конструкциях, их планировочных решениях, где главным вопросом встает организация системы эвакуационных выходов из зданий. Особое место в организации планировочных решений общественных зданий и их архитектуры в целом занимает требования пожарной безопасности. С учетом этих требований определяется протяженность зданий, этажность, система коммуникаций, устройство дополнительных незадымляемых лестниц и т.д. В условиях массового строительства одним из важных вопросов встает рациональное и экономичное использование денежных средств. На практике в большинстве случаев это достигается рациональными планировочными решениями или укрупнением зданий. Велико также влияние на архитектуру зданий, в частности, на их объемно-пространственные композиции природного ландшафта регионов строительства. Например, в местах с относительно спокойным рельефом местности экономически выгодно строить здания с компактными планировочными решениями центрических композиций. В районах же с пересеченным рельефом местности для строительства более приемлемы здания с гибкими объемно-пространственными структурами — блочные или павильонною типа, которые без особых трудов с минимальными затратами на планировочные работы легко адаптируются к рельефу конкретной местности.
Архитектурно-планировочные решения каждого общественного здания подчинены определенным технологическим процессам, происходящим в них в соответствии с их назначением. В связи с этим среди общественных зданий можно найти примеры с мелкоячеистой планировочной структурой (например, гостиницы), с помещениями больших размеров (например, учебные заведения) и с залами (например, спортивные комплексы). Следует также отметить, что дислокация помещений и группировка их по функциональным признакам в общественных зданиях также подчинена определенной закономерности. Например, в общеобразовательных школах младшие классы группируются с помещениями продленного дня и помещениями по трудовому обучению и располагаются ближе к вестибюльной группе и администрации школы; старшие V-IX классы группируются с учебными кабинетами и лабораториями и располагаются ближе к учебно-производственным мастерским, к гимнастическим и актовым залам, а столовая группируется с хозяйственными помещениями и, по возможности, размещается в равном удалении от групп младших и старших классов.
Таким образом, данных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, насколько многообразны типы общественных зданий и их архитектура, формирующаяся в результате сложных процессов воздействия на нес внешних и внутренних факторов. Проектирование общественных зданий в высшей архитектурной школе с постепенным усложнением задач начинается со второго курса и продолжается до выпускной дипломной работы. Разработать проект таких сооружений без системных знаний о закономерностях формирования их архитектуры представляется весьма сложной задачей. Предмет типологии общественных зданий в этом случае представляет собой ту область теоретических предпосылок, которая дает студенту необходимый уровень знаний для успешного решения поставленных перед ним творческих задач.