26.09.2017
Микрокредитование в последнее время стало пользоваться огромной популярностью, но при этом новомодным явлением назвать его вряд...


25.09.2017
Незаметность в интерьере – одно из основных преимуществ конвекторов, который используются в комнатах с панорамным освещением....


23.09.2017
Длинный перечень достоинств имеют рулонные шторы. Такая отделка окна отличается обычно уникальным дизайном, практичностью и...


23.09.2017
В весьма обычное явление огромные окна превратились относительно недавно. Красиво и престижно панорамное остекление выглядит...


22.09.2017
Планируя ремонт офисного помещения, особое внимание стоит уделить выбору дверей. Существует очень много разновидностей дверей, но...


22.09.2017
Для долговечной и безопасной эксплуатации строительных конструкций очень важно оснащать их надёжными кровельными системами. И...


Содержание предмета типологии общественных зданий

13.07.2016

Общественные здания по своему объему относятся к наиболее массовым типам среди других видов строительства. Развиваясь на протяжении многих веков, как объекты призванные удовлетворять многообразные стороны жизнедеятельности человека, их количество возрастало как по численности, так и по видам обслуживания. Обобщая опыт современного строительства, представляется возможным выделить следующие основные группы учреждений общественного назначения: учебно-воспитательные, культурно-просветительные, спортивные, торговые, транспортные, оздоровительные и предприятия общественного питания (рис. 1.1). Каждая из этих групп общественных зданий подразделяется еще на ряд подгрупп. Например, группа учреждений учебно-воспитательного назначения подразделяется на детские дошкольные учреждения (детские ясли-сады) и общеобразовательные школы, которые, в свою очередь, подразделяются по характеру обслуживания на круглосуточные и с дневным пребыванием детей (детские дошкольные учреждения), интернаты, пришкольные интернаты (общеобразовательные школы) и по вместимости — мелкие, средние и крупные. Кроме того, есть также лесные школы, детские приюты и детские дома. В последние годы в Узбекистане все более настойчиво пробивает себе дорогу тенденция развития сети учебно-воспитательных комплексов, состоящих из школы в составе I—IV классов и детских садов-яслей (рис. 1.2).
Содержание предмета типологии общественных зданий

На множество подвидов подразделяются также предприятия общественного питания, объекты здравоохранения, спортивные, транспортные учреждения и предприятия культурно-просветительного назначения. Всего типов общественных зданий насчитывается более 4 тыс. Архитектура всех этих типов общественных зданий формируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов: природно-климатических, градостроительных, экономических, местных укоренившихся традиций, внутренних технологических процессов, строительных материалов, сейсмики, требований пожарной безопасности и др.
В Узбекистане одним из наиболее активных факторов, оказывающих влияние на формирование архитектуры зданий, является климат. Его особенность, характеризующаяся высокими летними температурами воздуха, обуславливает необходимость поиска путей соответствующими объемно-пространственными и планировочными решениями свести к минимуму вредное воздействие высоких температур на организм человека. На практике это достигается созданием условий для сквозного проветривания помещений, устройством солнцезащитных систем на оконных проемах, углублением помещений с целью сократить поверхность наружных ограждающих конструкций и др.
Содержание предмета типологии общественных зданий

Влияние сейсмики отражается на этажности зданий, конструкциях, их планировочных решениях, где главным вопросом встает организация системы эвакуационных выходов из зданий. Особое место в организации планировочных решений общественных зданий и их архитектуры в целом занимает требования пожарной безопасности. С учетом этих требований определяется протяженность зданий, этажность, система коммуникаций, устройство дополнительных незадымляемых лестниц и т.д. В условиях массового строительства одним из важных вопросов встает рациональное и экономичное использование денежных средств. На практике в большинстве случаев это достигается рациональными планировочными решениями или укрупнением зданий. Велико также влияние на архитектуру зданий, в частности, на их объемно-пространственные композиции природного ландшафта регионов строительства. Например, в местах с относительно спокойным рельефом местности экономически выгодно строить здания с компактными планировочными решениями центрических композиций. В районах же с пересеченным рельефом местности для строительства более приемлемы здания с гибкими объемно-пространственными структурами — блочные или павильонною типа, которые без особых трудов с минимальными затратами на планировочные работы легко адаптируются к рельефу конкретной местности.
Архитектурно-планировочные решения каждого общественного здания подчинены определенным технологическим процессам, происходящим в них в соответствии с их назначением. В связи с этим среди общественных зданий можно найти примеры с мелкоячеистой планировочной структурой (например, гостиницы), с помещениями больших размеров (например, учебные заведения) и с залами (например, спортивные комплексы). Следует также отметить, что дислокация помещений и группировка их по функциональным признакам в общественных зданиях также подчинена определенной закономерности. Например, в общеобразовательных школах младшие классы группируются с помещениями продленного дня и помещениями по трудовому обучению и располагаются ближе к вестибюльной группе и администрации школы; старшие V-IX классы группируются с учебными кабинетами и лабораториями и располагаются ближе к учебно-производственным мастерским, к гимнастическим и актовым залам, а столовая группируется с хозяйственными помещениями и, по возможности, размещается в равном удалении от групп младших и старших классов.
Таким образом, данных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, насколько многообразны типы общественных зданий и их архитектура, формирующаяся в результате сложных процессов воздействия на нес внешних и внутренних факторов. Проектирование общественных зданий в высшей архитектурной школе с постепенным усложнением задач начинается со второго курса и продолжается до выпускной дипломной работы. Разработать проект таких сооружений без системных знаний о закономерностях формирования их архитектуры представляется весьма сложной задачей. Предмет типологии общественных зданий в этом случае представляет собой ту область теоретических предпосылок, которая дает студенту необходимый уровень знаний для успешного решения поставленных перед ним творческих задач.