Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий

13.07.2016

В формировании архитектуры общественных зданий значительная роль принадлежит вопросу градостроительства. Каждому общественному зданию, в зависимости oт его назначения, отводится свое место в планировочной структуре города, что накладывает определенный отпечаток на архитектурно-планировочные решения и образно-художественные характеристики. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, градостроительная структура развивается по принципу ступенчатого обслуживания населения, который складывается из систем первичного (повседневного), периодического и эпизодического обслуживания населения (рис. 2.1). Группа учреждений первичного обслуживания входит в состав микрорайонов и предназначается для удовлетворения повседневных нужд проживающего в них населения. Она состоит в основном из таких общественных зданий массового строительства, как детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, магазины, приемные пункты предприятий периодического обслуживания, кинотеатров, общественных центров, группы учреждений-комплексов, библиотек, поликлиник, универмагов, торговых рынков и др. Все эти учреждения входят в состав жилого района и предназначаются для обслуживания его населения и, как правило, размещаются в его центре или на стыке двух жилых районов.
Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий

В группу учреждений эпизодического обслуживания входят крупные одно-, двух- или трехзальные кинотеатры, супермаркеты, универмаги, театры различных жанров, музеи, выставочные павильоны, спортивные центры и др. Эта группа общественных зданий образует систему общегородского обслуживания населения и размещается в городских центрах или тяготеющих к ним специально отведенных территориях.
Основным планировочным принципом микрорайона является пешеходная доступность, которая определяется из расчета 4—7 минут ходьбы от дома до обслуживающего учреждения или до транспортной остановки, что соответствует радиусу пешеходной доступности от 350 до 700 м (рис. 2.2). Нормами планировки жилых районов города предусматривается доступность объекта периодического обслуживания в пределах 15-минутной ходьбы или с использованием транспорта. Значительно выше эта норма составляет для объектов эпизодического пользования. При разработке генерального плана города учитывается условие, что для посещения этих учреждений население пользуется городским транспортом с затратой времени на поездку (в одну сторону) 20-30 мин.
Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий

Общественные здания повседневного обслуживания — это, в основном, объекты массового строительства и в большинстве своем строятся по типовым проектам. Главная проблема этих сооружений — однотипность архитектурно-планировочных решений и аскетизм их образно-художественных характеристик. Иначе обстоит дело с объектами периодического и эпизодического обслуживания населения, В большинстве своем они представляют собой уникальные сооружения, которые строятся, в основном, по индивидуальным проектам. Архитектура их формируется под влиянием конкретных градостроительных условий и во взаимодействии с ними. Это значит, что, формируясь под влиянием этих условий, объекты сами влияют на планировочные решения площадей и характер окружающей застройки.
Центр города является местом средоточия общественных зданий административно-управленческого, культурно-просветительского, торгово-бытового, спортивного и др. назначений. Его дополняют создаваемые на специальных участках (на территориях жилых районов или межмагистральных территориях) спортивные, оздоровительные, торговые, культурно-просветительные центры и др. Строительство этих уникальных сооружений связано с выделением под их застройку огромных благоустроенных территорий и, большей частью, в местах с интенсивным транспортным движением. Каждый из этих участков и площадей имеет свою планировочную композицию и транспортную развязку. Различают множество приемов планировочных композиций и застроек общественных центров. Среди них: приемы островного и глубинного расположения, прием периметральной и курдонерной площадей и прием линейной застройки улиц общественными зданиями. Все эти приемы композиционных решений площадей и улиц можно найти в градостроительной практике городов Узбекистана, в частности, в Ташкенте (рис. 2.3).
Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий
Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий

Примером первого композиционного приема может служить театральная площадь, размещаемая в центре Ташкента. Занимая островное положение, величественное здание театра им. Алишера Навои просматривается со всех четырех сторон. Поэтому все его четыре фасадные плоскости имеют законченный архитектурный вид. Благодаря закольцованной транспортной развязке обеспечены к главному его входу хорошие подходы и подъезды, а раскинутая перед ним большая площадь с фонтаном представляет собой хорошее место для отдыха людей.
Глубинная композиция характеризуется размещением общественного здания со значительным отступом от красной линии магистральной улицы. Такое композиционное решение применяется обычно при строительстве на затесненных городских территориях с целью создания перед этими зданиями развитой разгрузочной площади. Примерами такого композиционного приема могут служить здания Дворца искусств и концертного зала «Туркистон». Располагаясь на значительном расстоянии от красной линии, эти здания получили достаточные плошади перед своими главными входами, которые благоустраиваются зелеными насаждениями И каскадами фонтанов. Основные подходы к зданиям предусматриваются только со стороны главных улиц, в частности с улицы А. Навои.
В качестве примера курдонерного композиционного решения можно привести кинотеатр «Россия» в Москве. Планировочное решение площади, занимаемой кинотеатром, представляет собой глубокий карман, застроенный с двух сторон высокими 3—4-этажными зданиями. Площадь отделена от окружающей застройки улицами с интенсивным транспортным движением, одна из которых непосредственно проходит мимо главного входа в кинотеатр. Загрузка кинотеатра осуществляется со второго этажа, посредством широкой лестницы, которая берет свое начало с примыкающей к нему площади. При такой планировочной системе проще решается загрузка самого зрительного зала.
Прием курдонерной застройки имеет также место и в строительной практике Ташкента. Это можно видеть на примере бывшего кинотеатра «Родина». Форма курдонера образуется сравнительно неглубокой посадкой здания кинотеатра относительно красной линии улицы А. Навои и расположенными с двух его сторон зданиями технических училищ. Незначительные размеры площади перед кинотеатром не имели развитого благоустройства. Изначально эти три объекта разрабатывались по единому архитектурному замыслу, что позволило создать на этой городской площади образец великолепной ансамблевой застройки. В настоящее время на его месте воздвигнута не менее достойная по своему архитектурному решению замена - здание узбекского академического театра. Тем не менее, следует. к сожалению, отметить, что с исчезновением здания кинотеатра распался ансамблевый строй этой площади.
Композиционная система периметральной застройки в основном характерна для главных площадей административных центров, застраиваемых правительственными объектами, Этот композиционный прием хорошо просматривается на примере площади «Мустакиллик» города Ташкента. Композиционный строй площади вбирает в себя все признаки асимметричной композиции с расположением разновеликих объемов правительственных зданий с трех сторон относительно огромной озелененной и обводненной площади. Такой же композиционной принцип заложен в формировании площадей правительственных центров - Капитолий в Чандигархе (Индия) и Площади Трех Властей в новой столице Бразилии городе Бразилиа. В проектно-строительной практике республики в последние годы все ярче проявляет себя тенденция строительства общественных зданий на угловых городских площадях. Главным положительным свойством такого композиционного приема является то, что, будучи, заключенными между двумя расходящимися лучами транспортных магистралей, они обретают качество архитектурной доминанты и композиционного стержня всей окружающей застройки. Яркими примерами тому - здания концертного залп Дружбы народов и Госцирка.
Градостроительные основы проектирования и строительства общественных зданий

Весьма велика роль общественных зданий в формировании пространственных композиций городских магистральных улиц. Помимо того, что своей уникальной архитектурой общественные здания способствуют обогащению внешнего облика этих улиц, они также способствуют восприятию их в объемной перспективе. Это наглядно просматривается на примерах застроек магистральной улицы Узбекистанской в Ташкенте и проспекта Калинина в Москве (рис. 2.4).
Также в градостроительном отношении весьма важная роль отводится общественным зданиям в формирования силуэта города. Если до 60-х годов прошлого столетия Ташкент представлял собой в основном город с малоэтажной застройкой, и силуэт его не имел выраженного характера, то в настоящее время силуэт его формируют такие крупные общественные здания, как Национальный банк Узбекистана, гостиницы «Чорсу», «Узбекистан» и «Марказий», госбанк на площади Дружбы народов, ряд административных и общественных зданий на улице Узбекистанской и др. (рис. 2.5).