Функциональные основы проектирования общественных зданий

13.07.2016

Слово «функция» происходит от латинского «function», что означает деятельность, работа, назначение, процесс. Применительно к архитектурным сооружениям под функцией подразумеваются производственно-технологические процессы, с которыми вступает во взаимосвязь их внутренние планировочные структуры. Каждому архитектурному сооружению, будь то жилой дом, общественное или промышленное здание, присуще свое определенное функциональное назначение и технологические процессы. В жилых домах, например, жизнедеятельность каждой семьи слагается из комплекса определенных бытовых процессов: приготовления и приема пищи, отдыха, кабинетной работы, выполнения детьми домашних заданий, гигиенических процедур и т.д. Такие типы общественных зданий, как театры, представляют собой объекты со сложным технологическим процессом в силу того, что по характеру своей работы они внутренне разделяются на две части — зрительскую и производственную, каждой из которых характерен свой технологический процесс. В зрительской части он начинается с момента входа зрителя в здание, переодеванием в гардеробе, отдыхом во время антрактов, созерцанием спектакля в зрительном зале и завершается его обратным движением к вестибюлю и выходу из театра; технологический процесс производственной части театра подчинен организации театрального представления — подготовке и выступлению артистов, а также установке и смене декораций.
Такими же сложными технологическими процессами характеризуются предприятия торговли, бытового обслуживания, спорта и других видов учреждений общественного назначения, где работа состоит из взаимодействия обслуживающей и обслуживаемой частей. Существуют также типы общественных зданий с более сложным, полифункциональным содержанием. К ним можно отнести такие типы, как культурно-просветительные, молодежные, спортивные центры, крупные киноконцертные залы и др.
Изучая закономерности формирования архитектуры зданий и сооружений нельзя не видеть того факта, что именно функциональное содержание является первоосновой в решении внутренних планировочных структур, взаимосвязей помещений, интерьеров, объемно-пространственных композиций и в целом их архитектурно-художественного образа.
Функциональные основы проектирования общественных зданий

Творческий процесс архитектора над проектом какого-либо здания всегда начинается с изучения происходящих в нем внутренних процессов. И только после глубокого осмысления этого фактора можно ожидать положительных результатов его творческих исканий. Этот творческий метод в данном случае представляется единственно правильным в противоположность сложившемуся мнению о том, что к проекту здания можно приступать с заранее придуманной идеей, не вдаваясь в подробности его функциональных процессов.
Каждый функционально-технологический процесс строится по определенной закономерной схеме последовательных действий (рис. 4.1). Все типы общественных зданий можно подразделить на здания с простым и сложным функционально-технологическим процессом. К первой категории зданий можно отнести, например, однозальный кинотеатр небольшой вместимости. Его функционально-технологический процесс строится по элементарной схеме: кассовый вестибюль — вестибюль - зрительный зал — выход. Такая же элементарная схема присуща небольшому выставочному залу или музею: кассовый вестибюль — вестибюль — вводный зал, экспозиционные залы - вестибюль — выход. Ко второй категории общественных зданий можно отнести такие двухзальные здания, как крупные культурно-просветительные центры, киноконцертные залы и пр. В этих зданиях функциональные процессы строятся по сложной параллельной схеме, при едином или (реже) нескольких вестибюлях.
Общественное здание — это место скопления большого количества людей. Поэтому ее планировочное решение должно строиться на четкой организационной основе, в целях исключения хаотичного движения потоков по зданию. В связи с этим главным условием организации их внутренней планировочной структуры является объединение помещений по родственным признакам в отдельные функциональные зоны и четкое распределение их по всему зданию. Более наглядно это можно проиллюстрировать на примере общеобразовательной школы. Она состоит из следующих функциональных зон: вестибюльная зона с гардеробной, административно-хозяйственная зона с помещениями директора, канцелярии, учительской и промзона общешкольных помещений с актовым, гимнастическим залами и столовой, зона начальных I-IV классов с учебными помещениями, рекреацией и туалетами, зона старших V-IX классов с кабинетами и лабораториями и учебно-производственными мастерскими (рис. 4.2).
Функциональные основы проектирования общественных зданий

В некоторых случаях такая группировка помещений, как I-IV и V-IX классы, определяются как секции. Распределение функциональных зон в пределах здания решается по-разному. В небольших одноэтажных зданиях, как правило, функциональные зоны распределяются по горизонтали, а в крупных многоэтажных зданиях, как по горизонтали, так и по вертикали (рис. 4.3). В отдельных случаях функциональное зонирование может строиться на блочной объемно-планировочной основе. Это можно видеть на примере типового детского сада-яслей блочной композиции (рис. 4.4). Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функциональный фактор оказывает существенное влияние на архитектурно-планировочные решения общественных зданий, а для архитектора он является главной исходной базой при разработке проекта.
Функциональные основы проектирования общественных зданий
Функциональные основы проектирования общественных зданий