Метод типового проектирования


Возрастающие темпы массового строительства общественных зданий, которыми характеризуется современная строительная практика, требуют включения в этот процесс новых, более прогрессивных методов по сравнению со штучным методом индивидуального проектирования. Наиболее полно отвечающим современным требованиям строительства является метод типового проектирования, который представляет собой систему разработки проектов массовых типов общественных зданий (детских садов-ясель, общеобразовательных школ, поликлиник, больниц, магазинов, предприятий общественного питания и пр.) на основе взаимоувязанных многократно повторяющихся планировочных параметров и конструктивных систем, типизации зданий, их фрагментов и максимального использования унифицированного сортамента индустриальных изделий.
Начиная с 50-х годов прошлого столетия, на всем протяжении своего развития типовое проектирование прошло ряд этапов в поисках более совершенных методов проектирования. Из всех испробованных вариантов наиболее прогрессивным оказался так называемый метод «открытой» системы типизации. Главным его достоинством является представление большей творческой свободы архитектору в поисках архитектурно-художественной выразительности проектируемого объекта. Это оказалось возможным благодаря заложенному в этом методе принципу «от изделий к проекту», который основывается на использовании унифицированного сортамента изделий индустриального производства, не привязанных к конкретным типам зданий или их сериям, с возможностью их произвольного сочетания и взаимозаменяемости в разрабатываемых проектах.
Дальнейшие поиски в совершенствовании методов типового проектирования открывают новые направления, по которым развивается современное строительство общественных зданий. Одним из таких направлений является проектирование зданий блок-секциями. Он заключается в том, что в основе проекта лежит типизированный объемно-планировочный элемент с универсальной планировкой, с помощью которого путем определенных компоновочных приемов достигается комплектование отдельных функциональных ячеек сооружения и всего комплекса в целом. Это можно видеть из таблицы 1, в которой на примере детского дошкольного учреждения приводятся варианты комплектования групповых ячеек детского сада из типизированных функциональных элементов, состоящих из одной объемно-пространственной ячейки на две группы, из двух ячеек на четыре группы и из четырех ячеек на восемь групп.
Метод типового проектирования

Другим направлением типового проектирования является строительство объектов из отдельных укрупненных функциональных блоков. Этот метод был проверен многолетним опытом строительства школьных зданий Москвы, Киева и Ташкента и получил в свое время положительную оценку. Он отличается значительной экономией сил, затрачиваемых на проектирование, и способствует существенному сокращению проектов отдельных зданий. Например, для строительства школы на 2600 мест в Ташкенте понадобилось всего 8 однотипных учебных блоков, один блок-связка и блок спортивного зала (рис. 7.1). Помимо этого он обладает практически безграничными возможностями комплектования школ различных вместимостей и формирования их объемно-пространственных композиций.
Метод типового проектирования

В качестве третьего направления можно привести метод проектирования комплексов общественных учреждений блок-зданиями (метод «Босфок», предложенный Киевским научно-исследовательским институтом КиевЗНИИЭП). Сущность этого метода заключается в разработке единой номенклатуры унифицированных блок-зданий с учетом их разнообразной блокировки в общественные комплексы. С помощью этого метода типового проектирования достигается также значительное сокращение типовых проектов и достигается многовариантность композиционных решений. Разновидностью этого метода является метод разработки комплекса общественного здания целыми объектами, объединенными единым функциональным блоком обслуживания. Этот метод находит применение в основном в проектно-строительной практике общеобразовательных школ и, причем, школьных комплексов крупной вместимости. Комплексы таких школ состоят из двух, трех самостоятельных учебных корпусов, связанных между собой блоком общешкольных учебно-вспомогательных помещений (рис. 7.2).
Метод типового проектирования

Наметившееся в последние десятилетия новое направление в области типового проектирования, основанное на принципе открытой типизации, таит в себе практически безграничные возможности совершенствования проектно-строительной практики. Этот метод предусматривает систему проектирования зданий на основе применения единого унифицированного каталога индустриальных изделий и альбомов нормалей архитектурно-планировочных элементов в отличие от закрытых конструктивных систем, разработанных только для конкретного типового проекта или серии типовых проектов. Преимуществом этого метода является возможность отойти от жесткой практики многотиражного применения ограниченного числа типовых проектов, что всегда являлось причиной монотонности и однообразия внешнего облика застройки населенных мест.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!