21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Экономический аспект проектирования общественных зданий

13.07.2016

В настоящее время Узбекистан является страной, которая активно возрождает свою экономику и укрепляет материально-техническую базу во всех сферах народного хозяйства. Наблюдаемые социально-экономические преобразования в республике сопровождаются огромными масштабами строительства объектов жилища, общественного и промышленного назначения, что требует вливания больших государственных материальных затрат. В этой связи вопрос рационального и эффективного использования этих средств обретает особую актуальность.
Многолетней проектно-строительной практикой определены несколько направлений методов строительства, обеспечивающих высокую экономическую эффективность. Главными из них являются: укрупнение, кооперирование, рациональное построение сети, гибкость планировочных решений зданий.
Эффективность первого направления — укрупнения -более наглядно прослеживается на примере общеобразовательной школы. Главным показателем эффективности этого направления является величина объема школьного здания, приходящегося на одно ученическое место. В приведенной ниже таблице 2 можно видеть тенденцию снижения этого показателя по мере увеличения вместимости школьного здания. Так, в школе на 40 классов (объем на 1 учащегося 19,36 м3) по сравнению со школой на 10 классов (то же 27,02 м3 на 1 учащегося) он снижается почти на 30%. Этот факт довольно убедительно свидетельствует о значительном сокращении расходов на строительно-монтажные работы, на которые, по существу, приходится львиная доля всех затрат, связанных с возведением школьного здания. При укрупнении достигается полноценное использование специальных учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, в результате число этих помещений сокращается примерно до 20%.
Экономический аспект проектирования общественных зданий

Такой экономический эффект дает возможность на сэкономленные средства пополнить состав учебных помещений и улучшить внешкольную работу среди учащихся за счет увеличения числа дополнительных помещений. Кроме того, эти же средства могут пойти на пополнение более качественным и совершенным специальным оборудованием гимнастических залов, учебных лабораторий, компьютерных кабинетов и учебно-производственных мастерских. Также важен и тот факт, что в крупных школах более эффективно комплектуются и используются педагогические кадры и вспомогательный технический персонал.
Экономическая эффективность второго направления строительства — кооперирования — определяется совместным использованием отдельных помещений несколькими предприятиями. Это характерно, например, для крупных многофункциональных объектов, таких как общественные центры жилых районов, дворцов культуры, спортивных центров и пр. (рис. 8.1). В качестве примера можно привести проект здания общественного центра в поселке Липриндо (территория Байкало-Амурской магистрали, арх. Чернов М., УзНИИПИ градостроительства) и типовой проект общественного центра для строительства в микрорайоне городов Узбекистана (на 9 тыс. жителей, арх. Быков А., ТашЗНИИЭП). Как в первом, так и во втором проекте предусматриваются объекты культурно-бытового обслуживания с помещениями общего пользования: столовые, актовые и гимнастические залы. В общественном центре Липриндо имеется также детский сад-ясли с начальной школой на 160 учащихся.
Экономический аспект проектирования общественных зданий

Анализируя опыт строительства школ в городских микрорайонах Ташкента, можно встретить немало примеров размещения на территории одного микрорайона двух, трех, а иногда и четырех школ. При этом каждая школа имеет свою столовую, гимнастический зал, учебные мастерские, спортивные площадки и пр. Парадоксальность такого метода строительства школ в экономическом отношении очевидна. В этих случаях такие помещения, как актовый, гимнастический залы, столовая, библиотека, учебные мастерские и др. дублируются несколько раз. Поэтому, учитывая это обстоятельство, в качестве эксперимента, московским научно-исследовательским институтом ЦНИИЭП учебных зданий (авторы Степанов В.И., Вершинин А. В.) был разработан проект укрупненного школьного комплекса на 3528 мест (30+30+30 классов) с межшкольным центром для городского строительства (рис. 8.2).
Экономический аспект проектирования общественных зданий

Планировочная структура комплекса построена на кооперативном использовании общественного блока (с актовым, гимнастическим залами, столовой, с частью помещений административно-технического назначения и др.), тремя автономными школьными корпусами. Каждая из школ содержит по три параллели I-X классов с классными помещениями, учебными лабораториями, учебными кабинетами, учительской и др. Установлено, что при кооперировании школьного здания качественно улучшается состав помещений для трудового обучения и кружковой работы, пользование спортивным залом. Кроме того, такая структура комплекса дает возможность организовать питание учащихся в школьной столовой в две и три посадки (вместо четырех) на той же нормативной площади. И это все при том, что каждое школьное здание, сохраняя полную автономию, функционирует изолированно, независимо друг от друга как самостоятельная школа. Экономический эффект в этом комплексе достигается за счет существенного сокращения помещений общешкольного назначения: актового, гимнастического залов, мастерских, групп продленного дня и столовой.
Экономическая эффективность третьего направления — рациональной организации сети — заключается в системе размещения учреждений на территории селитебной зоны с учетом их максимального укрупнения при сохранении норм пешеходной или транспортной доступности. Пример вышерассмотренного экспериментального проекта школы свидетельствует о возможности в городских условиях строить школьную сеть на основе укрупнения школьных зданий, сохраняя при этом принцип территориальной доступности. В сельских же районах, в виду их дисперсного мелкоселенного характера расселения, строить школьную сеть по принципу укрупнения школьных зданий означает, прежде всего, вовлечение транспорта для перевозки школьников, как это имеет место во многих зарубежных странах, или строительство пришкольных интернатов.
В связи с этим при организации школьной сети в сельских районах задача состоит в том, чтобы найти такое оптимальное их размещение, при котором экономические выгоды, получаемые от укрупнения школьных комплексов, не будут перекрыты расходами на транспорт и строительство пришкольных интернатов. При этом во внимание должно быть принято требование родителей и педагогов о необходимости обслуживания детей I-IV классов только по месту их жительства. Сообразуясь с этим требованием, можно говорить о том, что в сельских районах Узбекистана рациональная школьная сеть будет выражаться групповой системой обслуживания, состоящей из одной крупной (максимально возможной) школы в составе V-IX классов и тяготеющих к ней нескольких школ начального обучения в составе I-IV классов. Специальные экономические расчеты свидетельствуют о том, что в условиях сельского расселения Узбекистана (особенно в его поливных районах) такая система школьной сети вполне реальна и таит в себе существенные экономические выгоды.
Проектно-строительная практика свидетельствует о том, что существуют также и другие решения, которые позволяют добиться высокой экономической эффективности. Например, за счет максимальной компактности планировочных композиций зданий (рис. 8.3). Экономия средств здесь происходит за счет сокращения периметра и площади наружных ограждающих конструкций, сокращения внутренних коммуникаций, сокращения площади застройки и др. Определенные резервы экономии таятся и в зданиях универсального использования, т.е. когда одно и то же здание может эксплуатироваться учреждениями различного назначения. Так, например, здание школы на 1176 учащихся путем небольших планировочных трансформаций может быть использовано школой на 1560 учащихся. В этом случае экономический эффект достигается за счет сокращения номенклатуры типовых проектов школьных зданий.
Экономический аспект проектирования общественных зданий

Можно назвать еще одно направление, которое обладает высоким экономическим потенциалом. Это направление — строительство школ из функциональных блоков (рис. 8.4). Расчетами установлено, что, например, вся номенклатура типов школ, требуемая для строительства в сельских районах Узбекистана, может быть заменена всего лишь 12 функциональными блоками. В их числе: четыре блока учебных помещении I-IV и V-IX классов, два типа административно-хозяйственных блоков, четыре типа блоков общешкольных помещений (актовый, гимнастический залы и столовая) и два типа блоков учебно-производственных мастерских. В этом случае имеет место не только экономический эффект, но и практический. Использование в строительстве такой блочной системы школ открывает безграничные возможности композиционных решений школьных зданий и их свободную адаптацию к любым конкретным ситуациям строительства.
Экономический аспект проектирования общественных зданий

Архитектурное проектирование — это, прежде всего, вариантный метод проектирования с последующим отбором из них наилучшего. Одним из наиболее важных критериев, который обязательно учитывается при отборе вариантов, является показатель экономической эффективности принятых проектных решений на основе системы объемно-планировочных коэффициентов: К1, К2, К3 и K4. Каждый из этих коэффициентов отражает экономическую эффективность определенной части проектного решения общественного здания.
K1 — отношение рабочей площади к общей площади здания.
К2 — отношение строительного объема к общей площади здания.
К3 — отношение площади наружных ограждающих конструкций к общей площади здания.
K4 — отношение периметра наружных стен к площади застройки здания.
Нормами проектирования каждый из этих коэффициентов наделен определенными показателями экономической эффективности, на которые должны ориентироваться технико-экономические расчеты проектируемых общественных зданий. Соответствие расчетных технико-экономических показателей нормативным коэффициентам свидетельствует об экономической эффективности проекта и целесообразности его реализации в строительстве.