Система организации школьной сети


Организация школьной сети в населенных пунктах осуществляется по принципу максимального приближения школ к месту жительства учащихся. В городских условиях школьная сеть строится с учетом нормативного радиуса обслуживания в пределах 750 м до места жительства учащихся (рис. 11.2.1).
Система организации школьной сети

В условиях сельского расселения школьная сеть организуется более сложно. Чрезвычайное многообразие характера расселения, сложившееся в сельских районах Узбекистана, характеризующихся преобладанием мелких и средних населенных пунктов в большинстве из них, принцип максимального приближения школ к месту жительства учащихся не оправдывает себя экономически, т.к. он ведет к дроблению до карликовых размеров школ со средней наполняемостью классов до 15—20 учащихся и вместимостью зданий в пределах 250—400 мест, в то время как в городах их средняя вместимость составляет в среднем 900—1200 мест. Такая дробная школьная сеть является причиной нерационального использования государственных средств, выделяемых на строительство и эксплуатацию школьных здании. Так, если в крупной школе емкостью 1176 мест на одного учащегося приходится 18 м3 объема здания, то в школе на 600 мест этот показатель возрастает значительно и составляет около 23 м3 и соответственно возрастают затраты на оборудование, ремонтные работы, благоустройство территорий. Кроме того, как было сказано выше, нерационально используются преподавательские кадры и административно-технический персонал школ. Поэтому в сельских районах Узбекистана школьная сеть строится на основе обслуживания одной средней школой нескольких населенных пунктов, в которых количество школьников недостаточно для комплектования строительства полнокомплектной школы (рис. 11.2.2). Однако, с другой стороны, если следовать принципу развития школьной сети на основе укрупнения школ и в сельских районах начать строительство только крупных школ, то это неминуемо повлечет за собой увеличение расходов на транспорт для подвоза учащихся из отдаленных сельских поселков к школе или строительство пришкольных интернатов.
Система организации школьной сети

Поэтому в этих специфических условиях сельского расселения Узбекистана задача при организации школьной сети заключается в том, чтобы найти экономически приемлемый вариант, при котором обеспечивается самодостаточное укрупнение школ при минимальных затратах на транспорт и строительство пришкольных интернатов.
Таким образом, в формировании школьной сети в сельских районах участвуют два радиуса: радиус пешеходной доступности и радиус транспортной доступности. Исследованиями установлено, что для сельских школ радиус пешеходной доступности от дома до школы может быть принят в пределах 2 км. А радиус транспортной доступности (при безостановочном движении) может составить 13 км, при скорости в среднем 26-30 км/час. В обоих случаях не нарушается норма времени 30 мин., предусматриваемая режимом дня учащихся сельских школ на покрытие этого расстояния до школы. Нижеприведенная формула позволяет установить границы зоны влияния транспорта для обслуживания учащихся сельских школ. На рисунке 11.2.3 приведено графическое изображение зоны транспортного обслуживания, строящееся на основе данной формулы. Расчеты, производимые по данной формуле, позволяют определить границы зоны обслуживания для детей, ежедневно посещающих школу. Зная расчетную норму учащихся, приходящуюся на 1000 жителей, можно определить общее их количество, которое подлежит обслуживанию той или иной школой. Общий характер зоны влияния транспорта при обслуживании школы схематично может быть представлен в следующем виде (рис. 11.2.4).
Система организации школьной сети
Система организации школьной сети


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!