Группировка и взаимосвязь помещений

13.07.2016

Успешная организация учебно-воспитательной работы в школе зависит не только от хорошо составленных программ, но также во многом и от правильной организации внутреннего пространства школ, которое формируется из взаиморасположения учебных и вспомогательных помещений. Эта организация внутреннего пространства школ во многом определяется совокупностью педагогических и гигиенических требований, предъявляемых к проектированию и строительству школьных зданий.
Возлагаемые на школу задачи по воспитанию всесторонне развитого подрастающего поколения обуславливают ее становление как ученого заведения, наделенного многофункциональными качествами. Учебная программа школы составлена с учетом того, что на протяжении 9 лет ученик здесь может найти занятия по своим интересам, занимаясь не только программными дисциплинами, но и находя возможность для посещения кружков по труду, художественному творчеству и спортивных секций.
Дети школьного возраста представляют собой растущий организм, сопровождаемый глубокими психофизическими изменениями на каждом этапе своего развития. Поэтому важной предпосылкой большинства педагогических и гигиенических положений является строгий учет возрастных особенностей детского организма и дифференциация их по возрастному признаку. Для младшего школьного возраста характерны быстрая утомляемость, непродолжительная сосредоточенность. В школах для этой группы детей создаются особые условия учебно-воспитательной работы и особый режим занятий: не более четырех уроков в день, устройство большого перерыва после второго урока, причем для учащихся первых классов - 30-минутная длительность уроков и 15-минутные перемены между уроками, в группах продленного дня для них предусматривается дневной сон. Кабинетная система обучения, по которой учатся школьники старших классов, характеризуется регулярным перемещением потоков из кабинета в кабинет, что при отсутствии соответствующих организационных мероприятий может привести к смешению возрастных групп учащихся.
Такая специфика работы общеобразовательной школы требует четкой организации внутреннего пространства с учетом дифференциации возрастных групп учащихся и разнорежимности основных учебных занятий и работы группы продленного дня, кружков художественного творчества и спортивных секций, а также с учетом кабинетной системы обучения в старших классах.
Преследуя цель создания комфортных условий для постановки учебного процесса, многолетним опытом строительства была отработана организационная структура общеобразовательной школы, которая основывается на группировке помещений в отдельные функциональные зоны (рис. 11.5.1).
Группировка и взаимосвязь помещений

Согласно приведенной схеме все учебно-вспомогательные помещения школы объединяются в четыре функциональные зоны: 1 — зону I-IV классов, 2 — зону V-IX классов, 3 — зону общешкольных помещений и 4 — зону помещений административно-технического назначения. Первая зона объединяет в себе группу учебных помещений I-IV классов, вторая — старших V-IX классов в составе учебных кабинетов и лабораторий, в третью зону входят актовый, гимнастический залы и столовая; четвертая функциональная зона включает в свой состав все административно-управленческие и хозяйственные помещения.
Важным условием планировочного решения школы является обеспечение изоляции учащихся I-IV от учащихся V-IX классов. Такая изоляция в школах осуществляется либо поэтажным распределением их в многоэтажных школах, либо размещением в отдельных блоках крупных школах (рис. 11.5.2).
Группировка и взаимосвязь помещений

При размещении основных и вспомогательных помещений в планировочной структуре школьного комплекса учитывается принцип функциональной взаимосвязи зон друг к другу. Следуя этому принципу, группа начальных классов, как правило, размещается ближе к группе административных помещений. Такое расположение объясняется необходимостью постоянного контроля за детьми этого возраста со стороны администрации школы. Сама же административная группа школы должна располагаться в непосредственной близости к вестибюлю, т.к. ее работа сопряжена с приемом посетителей.
Гимнастический и актовый залы относятся к группе учебно-вспомогательных помещений, которой пользуются не только школьники, но и взрослое население во внеурочное время: посещают гимнастические секции, плавательные бассейны (при наличии таковых), участвуют в крупных общерайонных собраниях и общественных мероприятиях в период выборных компаний и т.д. Для удобства обслуживания взрослого населения во многих школах актовый и гимнастический залы выносятся в отдельный блок, либо располагают ближе к вестибюлю школы. Ученики старших классов не нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны администрации школы. Массовым увлечением учащихся этого возраста является спорт, и, кроме того, на физическое воспитание учебной программой средней школы предусмотрен сравнительно большой объем часов. Поэтому нет необходимости располагать эту возрастную группу учащихся близко к администрации школы, но желательно их тесное соседство с гимнастическим залом. Помещение столовой по своим конструктивным параметрам близко к актовому и гимнастическому залам, поэтому в современных школах ее объединяют с этой группой помещений в единый блок.