23.08.2017
Выполнение сварочных работ требуется в самых разных промышленных сферах. Предприятия не могут обойтись без качественной сварки...


23.08.2017
Такая услуга как генеральная уборка уже давно пользуется популярность не только у владельцев частных домов, но и у обладателей...


22.08.2017
Оценка со всех сторон требуется для того, чтобы представление о предмете было максимально полным. Аксессуары для окон на рынке...


22.08.2017
Все хорошие руководители прекрасно знают, что производительность сотрудников напрямую зависит от условий их труда. Повышенное...


22.08.2017
Множество разнообразных функций выполняют окна в коттеджах и частных домах. Помимо обеспечения доступа естественного света, окна...


22.08.2017
Скважина – основной источник воды для коттеджей и частных домов, расположенных за пределами города. В дома вода может подаваться...


Планировочные элементы школы

13.07.2016

Классы

В практике строительства школьных зданий имеется чрезвычайное множество решений планировок классных комнат, различающихся по габаритам, форме, конструкциям, системе освещения и вентиляции. Однако из всего этого многообразия можно выделить лишь три типа учебных помещений, которые нашли наибольшее применение в типовых школьных зданиях: продольный, квадратный и поперечный (рис.11.6.1).
Планировочные элементы школы

Продольный тип представляет собой прямоугольный план с длиной, превышающей его глубину. Классы этого типа в связи с небольшой глубиной и широким фронтом ленточного остекления (как это принято в современных типовых школах) обладают хорошей освещенностью естественным светом и их интенсивной аэрацией. Для равномерной освещенности классов этого типа по внутренней продольной стене ее верхней части предусматриваются фрамуги для поступления дополнительного света. Основными достоинствами этих классов являются экономичное использование площади помещения и простота конструктивного решения. К недостаткам можно отнести большую площадь наружных стен, обуславливающих высокую степень охлаждения или перегрева классных комнат. Кроме того, при использовании продольных классов значительно увеличивается длина учебных корпусов.
Квадратный тип в практике школьного строительства Узбекистана появился сравнительно недавно и благодаря своим положительным качествам получает в настоящее время широкое применение в типовых проектах школ. Главным достоинством этих типов классов является то, что с их применением в проектах школ значительно сокращается длина учебных корпусов, что способствует снижению вредного влияния неблагоприятных климатических условий на внутреннюю среду этих классов.
Планировочные элементы школы

Классы прямоугольной формы поперечного расположения по отношению к оси учебного корпуса получили распространение в основном в зарубежной практике школьного строительства. Конструктивное решение их имеет свои особенности, которые заключаются в том, что их несущими стенами являются не продольные стены, а поперечные. С использованием этого типа классов достигается еще большее сокращение длины учебного корпуса, а при двухстороннем остеклении — значительное увеличение уровня естественной освещенности классов. Различают два варианта размещения этих классов относительно коммуникации: одностороннее относительно рекреации, коридора или галереи; смежное расположение с рекреацией по их длинным сторонам (рис. 11.6.2).
Учитывая приведенные варианты, можно сделать вывод, что наиболее привлекательным для применения в строительстве является вариант со смежным размещением с рекреацией классов в связи с тем, что здесь созданы лучшие условия для их активной аэрации и естественного освещения. Недостатком этого варианта является увеличение лестничных клеток, что ведет к некоторому удорожанию стоимости строительства.
Рекреации

Центральным планировочным элементом, объединяющим все классы в единую учебную секцию, являются рекреации. Существует множество разновидностей рекреаций. Все рекреации помимо коммуникационной связи наделяются функцией места отдыха учащихся. В проектно-строительной практике Узбекистана сложились в основном 6 типов рекреаций, каждая из которых в планировочном отношении имеет свои особенности. Это: рекреации коридорного типа, с односторонним и двухсторонним размещением классов, рекреации коридорного типа со световыми карманами, рекреации зального типа, рекреации в виде навесов, открытых галерей или дворовых пространств (рис. 11.6.3).
Планировочные элементы школы

Первый и второй типы рекреаций представляют собой элементарные и наиболее распространенные приемы планировочных решений. Планировочный прием второго типа рекреации мало пригоден для климатических условий Узбекистана, т.к. он не обеспечивает сквозное проветривание учебных помещений и ограничен в выборе ориентации их по сторонам света. Рекреации третьего типа с наличием световых карманов привлекательны своей рациональностью в использовании самого рекреационного пространства: сохраняя нормируемую площадь для отдыха учащихся, в нем предусматриваются ряд вспомогательных помещений: туалеты, гардеробы, хозяйственные, кладовые и пр.
Четвертый тип рекреации характеризуется универсальностью использования его в качестве коммуникационной связи, места отдых учащихся, зала для собрании и проведения всевозможных общешкольных мероприятий. Такие же функциональные качества свойственны и для атриумного типа рекреации, но с более повышенными комфортными условиями для проведения досуга учащихся. Здесь учащиеся проводят свой досуг в обстановке естественного озелененного ландшафта с малыми архитектурными формам, фонтанами, водоемами и пр. и в условии нормального искусственного микроклимата.
Гимнастические залы

Подъем массового физкультурного движения в Узбекистане увеличил роль и значение физического воспитания в общеобразовательной школе. В сферу физического воспитания в настоящее время кроме школьников вовлекается широкая масса взрослого населения. Для их обслуживания по месту жительства, зачастую, используются школьные гимнастические залы. Учитывая это обстоятельство во многих типовых проектах, в целях создания удобства для взрослого населения, планировочным решением школ предусматривается размещение гимнастического зала либо в непосредственной близости от вестибюля, либо вынесение его в отдельный блок, как это имеет место в школе № 110 г. Ташкента (рис. 7.1). В состав гимнастических залов в качестве обязательных помещений входят: собственно гимнастический зал, снарядная, раздевальные, душевые и комната инструктора. Размеры гимнастических залов зависят от вместимостей школьных зданий: от 12x24 м в школе на 315 и 18x30 м в школе на 1260 учащихся.
В зарубежной строительной практике зачастую из экономических соображений проектируют школьные гимнастические залы, совмещенные с актовыми залами (рис. 11.6.4). В разработанных в последние годы в Узбекистане школах крупной вместимости, из экономических соображений, гимнастические залы располагаются в компактной группировке с актовым залом и столовой (рис. 11.6.5).
Планировочные элементы школы
Планировочные элементы школы

Актовые залы

Актовый зал в школе является одним из наиболее интенсивно используемых помещений. Это место, где проводятся общешкольные собрания, фронтальные лекционные занятия, встречи с родителями, вечера художественной самодеятельности и др. Для нормального функционирования в его состав включаются: сцена, киноаппаратная, комната для музыкальных занятий и инвентарная. В самостоятельных помещениях они размещаются начиная со школ вместимостью 400 учащихся, и при этом с расчетом на размещение в них 30% учащихся от их общего количества в школе.
Из тех же экономических соображений, особенно в зарубежной практике, актовые залы проектируют совмещенными с помещениями иного назначения (рис. 11.6.6).
Планировочные элементы школы

Столовые

Детский организм требует регулярного питания в течение дня через каждые 3-4 часа, причем пища должна быть обязательно горячей. Для того, чтобы создать условия для правильного питания в каждой школе, предусматривается столовая, где готовят горячие завтраки или обеды (рис. 11.6.7). В состав столовой входят обеденный зал и кухня с подсобными помещениями.
Площадь зала принимается из расчета 4-х посадок в день и числа мест, составляющих 6-ю часть от общего количества учащихся в школе. В школах, где столовая работает на сырье, имеется развитый состав подсобных помещений, в которых проходит весь технологический процесс приготовления пищи. В большинстве типовых проектов школ приняты столовые, которые работают на полуфабрикатах, и в таких школах состав помещений столовой ограничивается лишь доготовочным цехом и двумя-тремя подсобными помещениями.
Планировочные элементы школы

В школьных зданиях небольшой вместимости столовые обычно устраиваются совмещенными с актовыми залами, а в крупных школах они выносятся в отдельный блок. Согласно существующим требованиям, столовая должна размещаться на первом этаже для того, чтобы создать равные условия доступа для учащихся обеих возрастных групп.