Планировочные элементы школы

13.07.2016

Классы

В практике строительства школьных зданий имеется чрезвычайное множество решений планировок классных комнат, различающихся по габаритам, форме, конструкциям, системе освещения и вентиляции. Однако из всего этого многообразия можно выделить лишь три типа учебных помещений, которые нашли наибольшее применение в типовых школьных зданиях: продольный, квадратный и поперечный (рис.11.6.1).
Планировочные элементы школы

Продольный тип представляет собой прямоугольный план с длиной, превышающей его глубину. Классы этого типа в связи с небольшой глубиной и широким фронтом ленточного остекления (как это принято в современных типовых школах) обладают хорошей освещенностью естественным светом и их интенсивной аэрацией. Для равномерной освещенности классов этого типа по внутренней продольной стене ее верхней части предусматриваются фрамуги для поступления дополнительного света. Основными достоинствами этих классов являются экономичное использование площади помещения и простота конструктивного решения. К недостаткам можно отнести большую площадь наружных стен, обуславливающих высокую степень охлаждения или перегрева классных комнат. Кроме того, при использовании продольных классов значительно увеличивается длина учебных корпусов.
Квадратный тип в практике школьного строительства Узбекистана появился сравнительно недавно и благодаря своим положительным качествам получает в настоящее время широкое применение в типовых проектах школ. Главным достоинством этих типов классов является то, что с их применением в проектах школ значительно сокращается длина учебных корпусов, что способствует снижению вредного влияния неблагоприятных климатических условий на внутреннюю среду этих классов.
Планировочные элементы школы

Классы прямоугольной формы поперечного расположения по отношению к оси учебного корпуса получили распространение в основном в зарубежной практике школьного строительства. Конструктивное решение их имеет свои особенности, которые заключаются в том, что их несущими стенами являются не продольные стены, а поперечные. С использованием этого типа классов достигается еще большее сокращение длины учебного корпуса, а при двухстороннем остеклении — значительное увеличение уровня естественной освещенности классов. Различают два варианта размещения этих классов относительно коммуникации: одностороннее относительно рекреации, коридора или галереи; смежное расположение с рекреацией по их длинным сторонам (рис. 11.6.2).
Учитывая приведенные варианты, можно сделать вывод, что наиболее привлекательным для применения в строительстве является вариант со смежным размещением с рекреацией классов в связи с тем, что здесь созданы лучшие условия для их активной аэрации и естественного освещения. Недостатком этого варианта является увеличение лестничных клеток, что ведет к некоторому удорожанию стоимости строительства.
Рекреации

Центральным планировочным элементом, объединяющим все классы в единую учебную секцию, являются рекреации. Существует множество разновидностей рекреаций. Все рекреации помимо коммуникационной связи наделяются функцией места отдыха учащихся. В проектно-строительной практике Узбекистана сложились в основном 6 типов рекреаций, каждая из которых в планировочном отношении имеет свои особенности. Это: рекреации коридорного типа, с односторонним и двухсторонним размещением классов, рекреации коридорного типа со световыми карманами, рекреации зального типа, рекреации в виде навесов, открытых галерей или дворовых пространств (рис. 11.6.3).
Планировочные элементы школы

Первый и второй типы рекреаций представляют собой элементарные и наиболее распространенные приемы планировочных решений. Планировочный прием второго типа рекреации мало пригоден для климатических условий Узбекистана, т.к. он не обеспечивает сквозное проветривание учебных помещений и ограничен в выборе ориентации их по сторонам света. Рекреации третьего типа с наличием световых карманов привлекательны своей рациональностью в использовании самого рекреационного пространства: сохраняя нормируемую площадь для отдыха учащихся, в нем предусматриваются ряд вспомогательных помещений: туалеты, гардеробы, хозяйственные, кладовые и пр.
Четвертый тип рекреации характеризуется универсальностью использования его в качестве коммуникационной связи, места отдых учащихся, зала для собрании и проведения всевозможных общешкольных мероприятий. Такие же функциональные качества свойственны и для атриумного типа рекреации, но с более повышенными комфортными условиями для проведения досуга учащихся. Здесь учащиеся проводят свой досуг в обстановке естественного озелененного ландшафта с малыми архитектурными формам, фонтанами, водоемами и пр. и в условии нормального искусственного микроклимата.
Гимнастические залы

Подъем массового физкультурного движения в Узбекистане увеличил роль и значение физического воспитания в общеобразовательной школе. В сферу физического воспитания в настоящее время кроме школьников вовлекается широкая масса взрослого населения. Для их обслуживания по месту жительства, зачастую, используются школьные гимнастические залы. Учитывая это обстоятельство во многих типовых проектах, в целях создания удобства для взрослого населения, планировочным решением школ предусматривается размещение гимнастического зала либо в непосредственной близости от вестибюля, либо вынесение его в отдельный блок, как это имеет место в школе № 110 г. Ташкента (рис. 7.1). В состав гимнастических залов в качестве обязательных помещений входят: собственно гимнастический зал, снарядная, раздевальные, душевые и комната инструктора. Размеры гимнастических залов зависят от вместимостей школьных зданий: от 12x24 м в школе на 315 и 18x30 м в школе на 1260 учащихся.
В зарубежной строительной практике зачастую из экономических соображений проектируют школьные гимнастические залы, совмещенные с актовыми залами (рис. 11.6.4). В разработанных в последние годы в Узбекистане школах крупной вместимости, из экономических соображений, гимнастические залы располагаются в компактной группировке с актовым залом и столовой (рис. 11.6.5).
Планировочные элементы школы
Планировочные элементы школы

Актовые залы

Актовый зал в школе является одним из наиболее интенсивно используемых помещений. Это место, где проводятся общешкольные собрания, фронтальные лекционные занятия, встречи с родителями, вечера художественной самодеятельности и др. Для нормального функционирования в его состав включаются: сцена, киноаппаратная, комната для музыкальных занятий и инвентарная. В самостоятельных помещениях они размещаются начиная со школ вместимостью 400 учащихся, и при этом с расчетом на размещение в них 30% учащихся от их общего количества в школе.
Из тех же экономических соображений, особенно в зарубежной практике, актовые залы проектируют совмещенными с помещениями иного назначения (рис. 11.6.6).
Планировочные элементы школы

Столовые

Детский организм требует регулярного питания в течение дня через каждые 3-4 часа, причем пища должна быть обязательно горячей. Для того, чтобы создать условия для правильного питания в каждой школе, предусматривается столовая, где готовят горячие завтраки или обеды (рис. 11.6.7). В состав столовой входят обеденный зал и кухня с подсобными помещениями.
Площадь зала принимается из расчета 4-х посадок в день и числа мест, составляющих 6-ю часть от общего количества учащихся в школе. В школах, где столовая работает на сырье, имеется развитый состав подсобных помещений, в которых проходит весь технологический процесс приготовления пищи. В большинстве типовых проектов школ приняты столовые, которые работают на полуфабрикатах, и в таких школах состав помещений столовой ограничивается лишь доготовочным цехом и двумя-тремя подсобными помещениями.
Планировочные элементы школы

В школьных зданиях небольшой вместимости столовые обычно устраиваются совмещенными с актовыми залами, а в крупных школах они выносятся в отдельный блок. Согласно существующим требованиям, столовая должна размещаться на первом этаже для того, чтобы создать равные условия доступа для учащихся обеих возрастных групп.