26.07.2017
Металлические несущие конструкции являются неотъемлемым составляющим в строительных работах. При воздействии огня несущие функции...


26.07.2017
Большинству людей желтый цвет дарит бодрость и хорошее настроение. Он является символом спокойствия и умиротворения, а потому...


25.07.2017
Дорожное строительство – непростой многоступенчатый процесс. Положительный результат достигается только тогда, когда на каждом...


25.07.2017
Шелковая штукатурка – одно из самых популярных покрытий, которое наносится на стены или потолок. Свою популярность шелковая...


25.07.2017
Работа в коллективе важна и определена тем, что она повышает уровень предприятия или компании, а также конкурентоспособность,...


25.07.2017
Металлические ключницы настенного размещения представляют собой изделие в виде шкафчика или ящика и предназначены для хранения...


Композиционные приемы школьных зданий

13.07.2016

Приемы объемно-пространственных композиций школьных зданий Узбекистана складывались на протяжении многих лет под влиянием экономических, педагогических, гигиенических требований и его специфических природно-климатических условий.
Влияние экономических требований. Развитие школьной реформы в Узбекистане обусловило необходимость вливания огромных денежных средств на реконструкцию старых и строительство новых школьных зданий. В этих условиях экономное расходование этих средств, каждый процент снижения стоимости их строительства означает дополнительный ввод новых ученических мест и новых школьных зданий. Снижение сметной стоимости строительства может быть достигнуто, прежде всего, за счет сокращения капитальных затрат.
Выше было сказано о том, что стоимость школьного здания тесным образом связана с его вместимостью — чем больше вместимость школы, тем меньше ее объем, приходящийся на одно ученическое место, следовательно, и ниже его общая стоимость. Также следует добавить, что согласно экономическим расчетам, экономическая эффективность школьных зданий возрастает по мере возрастания компактности их объемно-планировочных решений. Поэтому, когда речь идет об экономичных типах школьных зданий, то таковыми следует считать те из них, в которых имеется удачное сочетание двух факторов: укрупнение и компактность планировочной структуры.
Влияние педагогических требований. Главным требованием педагогов и школьной администрации является обеспечение четкой организации планировочной структуры школьного здания на основе группировки учебно-вспомогательных помещений по их функциональным признакам. В школах малой вместимости, где учащиеся разных возрастов находятся в едином здании, этот вопрос решается в основном их поэтажным размещением: на первом этаже размещаются I-IV классы, а на последующих этажах — V-IX классы. Административно-управленческая группа, столовая, гимнастический и актовый залы с мастерскими по трудовому обучению располагаются на первых-вторых этажах (хотя имеется пример размещения гимнастического зала на 4 этаже - школа № 50 в Ташкенте).
Весьма жесткие требования педагогами предъявляются также к планировочным решением крупных школ, в которых имеется большое скопление учащихся. В этих школах возрастная изоляция учащихся и группировка функционально родственных помещений обеспечивается блочной системой построения школьного комплекса. Однако по сравнению со школами с компактной планировочной структурой они оказываются менее экономичными в связи с большим периметром наружных ограждений.
Влияние гигиенических требований. Школа — это место, где дети находятся в течение длительного времени, и поэтому требования гигиенистов к условиям школьной среды весьма повышенные и многообразные. Главный упор в этих требованиях делается, в основном, на освещенность, температурно-влажностный режим учебных помещений, ориентации их окон по сторонам света. В решении вопроса объемно-пространственной композиции, важным гигиеническим требованием встает вопрос высоты школьного здания. Гигиенисты считают, что предельная высота школьного здания или учебного корпуса не должна превышать 3 этажей. При такой этажности для быстрой эвакуации детей во время перемен на школьный участок, следовательно, и для их полноценного отдыха, создаются благоприятные условия. Гигиенисты также считают, что высота учебного помещения должна быть не менее 3-3,5 м, а остекление - сплошным ленточным по всей наружной плоскости. Непременным требованием является также ориентация окон по сторонам света: юг, юго-восток, юго-запад. В этом секторе наружные стены школ и их оконные плоскости подвержены минимальной солнечной радиации, что ведет к уменьшению риска перегрева помещений, а хороший уровень естественной освещенности достигается по всей их глубине.
Влияние природно-климатических условий. Для школ Узбекистана с его значительными высокими температурами в теплые периоды года большое значение имеет смягчение вредного влияния на организм школьников этого фактора. В практике школьного строительства поиски решения этой проблемы нашли отражение в обеспечении планировочными средствами условий для независимого сквозного проветривания учебных помещений путем одностороннего размещения их относительно коридоров. Такой прием создает хорошие условия для улучшения микроклимата в учебных помещениях школ. В предгорных и горных районах, а также в районах с повышенной пылеветровой активностью требуются школьные здания с гибкими планировочными решениями, позволяющими легко адаптироваться к этим сложным для строительства условиям.
Под влиянием этих факторов в проектно-строительной практике школ Узбекистана сложились так же, как и в случае с детскими дошкольными учреждениями, три типа объемно-пространственных композиций: центрическая, блочная и павильонная.
Композиционные приемы школьных зданий

Центрическая композиция школьных зданий представляет собой планировочный прием школьного здания, решенного в едином объеме (рис. 11.7.1). Благодаря компактной планировочной структуре эти школы имеют наименьшую площадь застройки, минимальную площадь наружных ограждающих конструкций. Такие школы чаще всего применяются в районах с плотной и ограниченной площадью застройки. Считается, что они весьма экономичны благодаря снижению затрат на земляные работы, сооружение фундаментов и наружных ограждающих конструкций. Вместе с тем они не лишены и некоторых недостатков поскольку: во-первых, в них не достигается достаточно четкая изоляция возрастных групп учащихся, а во-вторых, для их строительства необходимы большие ровные площади, что ограничивает их применение в районах с пересеченным рельефом местности - предгорных и горных районах Узбекистана. Разновидностью школ центрических композиций Узбекистана является блочно-центрическая, которая представляет собой в планировочном отношение как бы единый объем, но и в то же время внутри разделенный на ряд взаимосвязанных между собой учебно-вспомогательных блоков. Ташкентским научно-исследовательским институтом — ТашЗНИИЭП (ныне АОУзЛИТТИ) в последние годы прошлого столетия для районов с повышенной пылеветровой активностью были разработаны два типа школьных здания (рис. 11.7.2). Особенностью этих типов школ является наличие в их планировочной структуре открытых дворовых пространств, образованных между учебными и общешкольными блоками. Такой планировочный прием дает возможность пользоваться дворовыми пространствами практически в любую неблагоприятную ветреную погоду.
Композиционные приемы школьных зданий

По существу оба этих варианта имеют одинаковую планировочную структуру, разница состоит лишь в том, что в первом варианте предусмотрено лишь три крупных внутренних дворовых пространств, каждое из которых рассчитано на группу классов, а во втором - несколько мелких двориков с их поклассным распределением. Для большего комфорта в первой школе помимо открытых дворовых пространств внутри учебных блоков проектом предусматриваются атриумы для проведения школьниками досуга в холодные периоды года.
Композиционные приемы школьных зданий

Школьные здания блочной и павильонной композиций представляют собой сооружения, состоящие из отдельных функциональных блоков (рис. 11.7.3). По существу у этих двух типов школ единая композиционная основа, разница заключается лишь в том, что в первом типе все блоки объединены между собой теплыми переходами, а во втором такие переходы отсутствуют. Несмотря на то, что они менее экономичны по сравнению со школами центрических композиций, все же обладают некоторыми достоинствами, обеспечивающими им строительство на обширной территории Узбекистана Они применимы как в горных, предгорных районах, так и в районах с повышенной пылеветровой активностью. Благодаря своей гибкой планировочной структуре они без больших затрат на планировочные земляные работы легко приспосабливаются к рельефу горного и предгорного ландшафтов, а в районах с экстремальным ветровым режимом путем соответствующей расстановки блоков обеспечивают активное противодействие пыльным ветрам (рис. 11.7.4). К сказанным достоинствам этих школ следует добавить и то, что в таких школах обеспечивается четкая изоляция возрастных групп учащихся и группировка учебных и вспомогательных помещений по функциональным признакам. Благодаря блочной структуре имеется возможность очередного возведения блоков и школьного комплекса в целом, что очень важно для вновь заселяемых районов.
Композиционные приемы школьных зданий