18.08.2017
В последние несколько лет весьма распространенными стали пластиковые двери. Объясняется это их практичностью, эстетичным внешним...


18.08.2017
Эффективное автономное отопление для коттеджей и дач является головной болью их владельцев. Централизованная подача тепла нередко...


18.08.2017
Ещё пару десятков лет назад традиционное культивирование приусадебных участков происходило с использованием некоторых подручных...


18.08.2017
Инженерная защита территорий и населения - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий...


18.08.2017
Кухня – то место где происходит процесс приготовления пищи, и где хозяйка дома проводит большую часть своего времени. Кроме того,...


17.08.2017
Щитовые двери – конструкции, в которых основу составляют облицованные с двух сторон пустотелые или сплошные щиты. Толщина полотна...


Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

13.07.2016

Основными объемно-пространственными композициями музеев и выставочных павильонов, получивших развитие в отечественной и зарубежной проектно-строительной практике, являются центрическая и блочная. Каждый из этих приемов композиционного решения имеет свои определенные характеристики. Центрическая композиция отличается компактностью планировочного решения и, следовательно, экономичностью за счет минимальной площади наружных ограждающих конструкций, минимального уровня теплопотерь и общих эксплуатационных расходов. В некоторых случаях внутренняя планировочная структура таких композиций решается единым объемом одноуровневого безопорного зала, в котором зритель имеет хорошие условия ориентации во внутреннем пространстве и широкую сферу визуального восприятия.
Примером музеев и выставочных павильонов центрических композиций может служить музей истории Узбекистана (рис. 13.3.1). Музей представляет собой четырехэтажное сооружение (с учетом объема первого этажа - подиуме). Главный верхний объем (объем экспозиционных залов) представляет собой в плане квадрат, который покоится на меньшем объеме нижнего этажа. Благодаря такому приему, верхний массивный объем выглядит не столь тяжелым и как бы парит в воздухе. Главным композиционным ядром планировки музея является большое атриумное пространство, протянувшееся во всю высоту объема здания. Все экспозиционные залы размещаются вокруг этого ядра, и движение потоков осуществляется по замкнутому кругу. Вся административно-хозяйственная группа и технические помещения размешаются на первом этаже. Специфика музеев и выставочных павильонов такова, что характер работы в них не требует обилия света. Поэтому для большей их части характерны глухие наружные плоскости ограждений. Авторы же этого сооружения (Е. Розанов и В. Шестопалов) немного отошли от такой канонической трактовки архитектуры музейных сооружений и предложили вариант с прозрачными наружными стенами, оформленными в стиле панжары, широко применяемой в узбекской национальной архитектуре. Такой прием как нельзя лучше отразил место и время строительства данного музейного сооружения.
Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

Блочная, или как еще называют, децентрализованная композиция по сравнению с центрической отличается высокой вариабельностью пространственных и планировочных решений, сравнительно легкой адаптацией к любой градостроительной ситуации, большими возможностями решения архитектурно-образных задач. В музеях и выставочных павильонах с такими типами композиций обеспечивается четкая дифференциация планов на функциональные зоны и группировка их помещений по родственным признакам. Пожалуй единственным недостатком является то, что они менее экономичны, чем сооружения центрических композиций в связи с большими периметрами ограждающих конструкций, дополнительных расходов на устройство утепленных переходов между блоками. Как в первом, так и во втором типе объемно-планировочных композиций экспозиционные павильоны могут решаться в двух-, трех и выше уровнях. В этих случаях тематическое распределение экспозиций осуществляется поярусно.
В силу того, что музеи и выставочные павильоны по сравнению с другими типами общественных зданий представляют собой строения сравнительно небольших объемов и по своей технологической организации требуют компактных планировочных структур, блочные планировочные решения в проектно-строительной практике встречаются крайне редко, С большой натяжкой к блочному варианту можно отнести, например, национальный музей археологии в Сиракузах (рис. 13.3.2).
Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

Здание музея представляет собой одноэтажное сооружение с четкой группировкой помещений в отдельные функциональные зоны: входную, экспозиционную и зону административно-технических помещений. Экспозиционная зона состоит из четырех разновеликих трапецеидальных зальных ячеек, расходящихся в радиальном направлении от центрального объема вестибюльной группы. Такой планировочный прием с независимой связью между блоками позволяет расположить здание музея практически на любых земельных участках независимо от перепадов их поверхностей. В Узбекистане почти все выставочные сооружения и музеи построены в едином объеме с центрической композицией.