21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

13.07.2016

Основными объемно-пространственными композициями музеев и выставочных павильонов, получивших развитие в отечественной и зарубежной проектно-строительной практике, являются центрическая и блочная. Каждый из этих приемов композиционного решения имеет свои определенные характеристики. Центрическая композиция отличается компактностью планировочного решения и, следовательно, экономичностью за счет минимальной площади наружных ограждающих конструкций, минимального уровня теплопотерь и общих эксплуатационных расходов. В некоторых случаях внутренняя планировочная структура таких композиций решается единым объемом одноуровневого безопорного зала, в котором зритель имеет хорошие условия ориентации во внутреннем пространстве и широкую сферу визуального восприятия.
Примером музеев и выставочных павильонов центрических композиций может служить музей истории Узбекистана (рис. 13.3.1). Музей представляет собой четырехэтажное сооружение (с учетом объема первого этажа - подиуме). Главный верхний объем (объем экспозиционных залов) представляет собой в плане квадрат, который покоится на меньшем объеме нижнего этажа. Благодаря такому приему, верхний массивный объем выглядит не столь тяжелым и как бы парит в воздухе. Главным композиционным ядром планировки музея является большое атриумное пространство, протянувшееся во всю высоту объема здания. Все экспозиционные залы размещаются вокруг этого ядра, и движение потоков осуществляется по замкнутому кругу. Вся административно-хозяйственная группа и технические помещения размешаются на первом этаже. Специфика музеев и выставочных павильонов такова, что характер работы в них не требует обилия света. Поэтому для большей их части характерны глухие наружные плоскости ограждений. Авторы же этого сооружения (Е. Розанов и В. Шестопалов) немного отошли от такой канонической трактовки архитектуры музейных сооружений и предложили вариант с прозрачными наружными стенами, оформленными в стиле панжары, широко применяемой в узбекской национальной архитектуре. Такой прием как нельзя лучше отразил место и время строительства данного музейного сооружения.
Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

Блочная, или как еще называют, децентрализованная композиция по сравнению с центрической отличается высокой вариабельностью пространственных и планировочных решений, сравнительно легкой адаптацией к любой градостроительной ситуации, большими возможностями решения архитектурно-образных задач. В музеях и выставочных павильонах с такими типами композиций обеспечивается четкая дифференциация планов на функциональные зоны и группировка их помещений по родственным признакам. Пожалуй единственным недостатком является то, что они менее экономичны, чем сооружения центрических композиций в связи с большими периметрами ограждающих конструкций, дополнительных расходов на устройство утепленных переходов между блоками. Как в первом, так и во втором типе объемно-планировочных композиций экспозиционные павильоны могут решаться в двух-, трех и выше уровнях. В этих случаях тематическое распределение экспозиций осуществляется поярусно.
В силу того, что музеи и выставочные павильоны по сравнению с другими типами общественных зданий представляют собой строения сравнительно небольших объемов и по своей технологической организации требуют компактных планировочных структур, блочные планировочные решения в проектно-строительной практике встречаются крайне редко, С большой натяжкой к блочному варианту можно отнести, например, национальный музей археологии в Сиракузах (рис. 13.3.2).
Объемно-пространственные композиции музеев и выставочных комплексов

Здание музея представляет собой одноэтажное сооружение с четкой группировкой помещений в отдельные функциональные зоны: входную, экспозиционную и зону административно-технических помещений. Экспозиционная зона состоит из четырех разновеликих трапецеидальных зальных ячеек, расходящихся в радиальном направлении от центрального объема вестибюльной группы. Такой планировочный прием с независимой связью между блоками позволяет расположить здание музея практически на любых земельных участках независимо от перепадов их поверхностей. В Узбекистане почти все выставочные сооружения и музеи построены в едином объеме с центрической композицией.