Независимо от множества вариантов планировочных решений, типов кинотеатров и их вместимости, состав, взаимосвязь и группировка основных и вспомогательных помещений почти во всех случаях остаются неизменными. Все помещения кинотеатров можно объединить по своим функциональным признакам в следующие основные группы: группа зрительных помещений, группа помещений киноаппаратной и группа административно-хозяйственных помещений (рис. 14.1.5.1).
Важнейшей задачей при разработке планировочных решений кинотеатров является создание простого и удобного условия графика движения зрителей, хорошего условия видимости изображений на экране, наилучших условий звуковой акустики, а также условий быстрой эвакуации зрителей из кинотеатра.
В группу зрительских помещений входят: зрительный зал, кассовый вестибюль с помещениями касс, распределительные кулуары или фойе, буфет, курительная и санитарные узлы. Площади помещений определяются расчетными нормами. Для кассовых входных вестибюлей принята норма 0,06-0,08 м2 на одного зрителя.
Функциональная роль кассового или входного вестибюля заключается в накоплении зрителей между сеансами. В условиях Узбекистана кассовый вестибюль может быть открытого типа или под навесом. Следующее помещение, куда попадает зритель, - это фойе и кулуары (если кинотеатр большой вместимости). Этот планировочный элемент по существу является местом ожидания нового потока зрителей очередного сеанса, и поэтому здесь, как правило, располагаются буфет и санитарные узлы. В отдельных случаях, как это имело место в старых кинотеатрах, в фойе размещалась эстрада с помещениями для артистов.
Общая площадь фойе кинотеатров определяется из расчета 0,55 мкв на одно место в зрительном зале. Кулуары представляют собой дополнительные к фойе помещения, обеспечивающие доступ к входам в зрительный зал, к лестницам и туалетам. Главным планировочным элементом в группе зрительских помещений является зрительный зал. К его планировке (форме, соотношениям сторон, высоте, оборудованию, размещению зрительских мест наклону пола и пр.) придается большое значение, поскольку от этого всего зависит комфортность условий зрительного и слухового восприятия происходящих на экране действий. Различают три типа зрительных залов: партерный - с небольшим уклоном пола в зале, амфитеатральный - с крутым уклоном пола и зал с балконом (рис. 14.1.5.2). Главными исходными данными проектирования зрительного зала является количество мест, на которое он рассчитан и тип экрана (обычный, широкий или широкоформатный). На рис. 14.1.5.3 приведена схема графического построения обычного, наиболее распространенного зала прямоугольной формы (с балконом) с широким экраном и нормативные данные для его расчета.
Для залов трапецеидальных, овальных и других форм применяются более сложные графические расчеты и построения (рис, 14.1.5.4).
Условия хорошей видимости экрана требуют решения наиболее существенного вопроса - беспрепятственного обзора экрана с любого зрительского места. Для этого существует требование, согласно которому луч, проведенный от глаза каждого зрителя к нижней кромке экрана проходил на 0,12 м выше уровня головы впереди сидящего зрителя (рис. 14.1.5.5). Такой графический расчет дает возможность правильному наклону пола в зрительном зале.
В практике строительства кинотеатров наибольшее распространение получили залы прямоугольной, трапецеидальной и овальной формы. Залы прямоугольной формы обычно применяются в массовых типовых кинотеатрах небольшой вместимости, остальные — в крупных кинотеатрах.
Организация зрительских мест строится с учетом требований пожарной безопасности и обеспечения для зрителей максимальных удобств. Расчет и размещение зрительских мест производится на основе специальных нормативов (рис. 14.1.5.6 и табл. 9 и 10).
В целях пожарной безопасности нормами предусматривается показатель для расчета общей ширины проходов и выходов в зрительном зале, который составляет 60 см на 100 зрительских мест. Эвакуация в кулуары или в вестибюль из зрительного зала не допускается по требованиям пожарной безопасности. Из зала выходы могут устраиваться только наружу непосредственно или через тамбуры. На путях эвакуации вместо ступенек устраиваются пандусы с наклоном не более 1:6 внутри здания и 1:8 - снаружи.
Группа помещений киноаппаратной проектируется с учетом рациональной расстановки оборудования и также требований пожарной безопасности. В соответствии с этими требованиями кинопроекционная состоит из следующих помещений: проекционной перемоточной, комнаты киномеханика, радиоузла, щелочной и санитарного узла. Количество кинопроекторов в киноаппаратной принимается в зависимости от вместимости кинотеатра. В кинотеатрах вместимостью до 300 мест устанавливается два кинопроектора. В кинотеатрах вместимостью свыше 300 мест — 3 проектора. В широкоформатном кинотеатре устанавливается четыре кинопроектора (рис. 14.1.5.7). Для нормальной работы киномеханика ширина киноаппаратной должна быть не менее 3 м. В целях пожарной безопасности выход из киноаппаратной должен быть наружу или на лестничную клетку через тамбур. В этом случае выход может быть в фойе или в вестибюль.
Группа служебно-хозяйственных и вспомогательных помещений представляет собой орган управления и ведения хозяйственных дел. Она включает в себя кабинет директора, комнату администратора, контору, комнату персонала, плакатную, столярно-слесарную мастерскую, хозяйственную кладовую, щелочную и подсобные помещения буфета. Эти помещения могут располагаться в любом месте, в том числе и в подвале, но при этом ближе к наружному выходу. Помимо этих помещений в планировочной структуре кинотеатров предусматриваются технические помещения (для вентиляторов, искусственных средств регулировании микроклимата), для которых обычно предусматривается место в подвале