20.07.2018
В ходе возведения частного жилого здания и разработке интерьера, необходимо принимать во внимание все требования, которые...


20.07.2018
Биметаллическими радиаторами называют батареи, созданные из нескольких сплавов: стального и алюминиевого. Сталь применяют с целью...


19.07.2018
Гибка металла, в особенности, листового, считается технологичной процедурой, в ходе которой из прокатного листа можно получить ту...


18.07.2018
Металлические изделия самой разной функциональности для краткости называются метизы. Группа охватывает широчайший ассортимент,...


18.07.2018
Сегодня на рынке выбор покрытий для пола является попросту колоссальным, среди самых востребованных вариантов следует отметить...


17.07.2018
Инверсионная крыша является «кровлей наоборот». Если говорить простыми словами, то основным её отличием, сравнивая со стандартной...



Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

13.07.2016
Театр является олицетворением городской культуры и искусства. Именно поэтому театральным зданиям традиционно отводят лучшие участки в городе для их строительства, их проектирование доверяется талантливым архитекторам. Мысленно окидывая взглядом выстроенные театры предшествующих лет, удивляешься тому широкому диапазону образно-художественных и объемно-планировочных решений, которыми наделяется каждый из них руками талантливых зодчих. Эти образы создавались под воздействием поисков новых форм самовыражения живого искусства театра и меняющихся представлений об организации театрального пространства и его архитектуры.
Здесь можно найти образцы от излишне простых и строгих до излишне помпезных и торжественных архитектурных решений театральных сооружений. О творческих поисках архитектурно-художественного образа и планировочных решений театральных сооружений можно составить представление на некоторых примерах из проектно-строительной практики Узбекистана.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

Театр оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (год строительства 1947 г., автор А. Щусев, рис. 14.2.6.1). Он размещается в центральной части города на бывшей базарной площади Воскресенской и представляет собой типичный вариант островной пространственной композиции. Такое положение в системе окружающей застройки продиктовало симметричное планировочное решение театрального сооружения. Здание занимает обширную территорию, окаймленную с четырех сторон транспортными магистралями. Перед зданием театра раскинулась большая площадь, оборудованная фонтаном и благоустроенная зелеными насаждениями и цветниками.
Его планировочное решение имеет симметричную композицию. Фойе и кулуары театра размещаются по бокам центрально расположенного зрительного зала. Сравнительно небольшой зрительный зал решен в ярусном варианте. Загрузка на балконы зала осуществляется с уровни второго этажа. Сам зрительный зал решен в форме прямоугольника с наклонным полом, чем достигаются комфортные условия видимости и слышимости. Сценическая часть театра строится по партерно-глубинной системе, с оркестровой ямой для музыкантов. Саму сцену окружают боковые карманы для декораций и кулисы. Вся административная группа помещений с репетиционными залами и артистическими уборными располагается за сценической частью и занимает все три этажа. Здание театра строилось в годы, когда идеи преемственности местного национального зодчество в современной архитектуре были приметой времени, а всеобщее торжество, порожденное свершившейся победой над фашистсъ работе архитекторов того периода. Созданная под влиянием этих факторов архитектура театрального здания характеризуется высокой степенью торжественности и мастерски выполненной передачей в его внешнем облике колорита узбекского зодчества. Главным композиционным акцентом театра является его развитый главный вход. Эта часть здания формируется четырьмя мощными пилонами во всю высоту здания, увенчанными небольшими башенками в их верхней части. Выступая несколько вперед от стены здания, они создают глубокие тени на фасаде, чем достигается яркая выразительность главного входа в здание театра. Архитектурное решение главного фасада театра хорошо дополняется боковыми рядами колон, решенных в национальном стиле. Во внешней отделке театра использован шлифованный жженный кирпич. Лишенная обилия архитектурного декора и вычурных форм, архитектура этого театрального сооружения отличается предельной простотой и в то же время образно-художественной выразительностью и монументальностью.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

По такой же планировочной схеме осуществлено строительство театра музыкальной комедии им. Мукими в Ташкенте (1946 г., автор Хазанов М.) — симметричная объемно-пространственная композиция с развитой вестибюльной группой и фойе с кулуарами вокруг прямоугольного зрительного зала (рис. 14.2.6.2). По своему архитектурному строю он решен в строгих сдержанных тонах, с минимальным количеством декоративных элементов. Торжественность внешнему облику придает высокий объем выступающей части главного входа, который решен с использованием элементов национального зодчества — высокие стрельчатые арки, обрамленные глубоким резным орнаментом. В архитектуре этого театра примечательным является оригинальное решение покрытия зрительного зала. Оно первоначально было решено из сводчатых скорлуп двоякой кривизны в кирпичной кладке без применения древесины и металлического каркаса.
Позже это покрытие было заменено на обычную двухскатную кровлю. Надо отметить и то, что построенные значительно позже театр им. Хамзы и концертные залы «Туркистон» и Дворец Дружбы народов также выполнены в симметричной композиции (рис. 14.2.6.3). Каждому из этих сооружений присуща своя индивидуальная образная характеристика и архитектурная пластика. И, что очень важно отметить, в решении внешнего облика этих сооружений широко используются мотивы национальной архитектуры.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

Зарубежная практика строительства театров богата чрезвычайным многообразием приемов великолепных архитектурных решений театральных зданий. Ho, пожалуй, наибольший интерес из всех построенных в предшествующем столетии театров по своей образной композиции, по полету инженерной мысли и оригинальности вызывает культурный центр в Сиднее (Австралия) (рис. 14.2.6.4). Разработанное датским архитектором Г. Уотцоном (1956 г.), это театрально-концертное сооружение являет собой олицетворение торжества человеческой фантазии, полета творческой мысли. Сооружение состоит из двух разновеликих симметричных в плане театрально-концертных залов, обращенных главными фасадами в сторону океана. Весь архитектурный образ строится на выявлении форм надутых парусов, выполненных из большепролетных покрытий-оболочек.
Несмотря на сложность расчетов и изготовления этих оболочек проект был реализован строительством и теперь на берегу Атлантического океана, как драгоценная жемчужина, отливая белизной огромных раковин, предстает перед взором человека неповторимая оригинальная архитектура Сиднейского культурного центра.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров