Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

13.07.2016

Театр является олицетворением городской культуры и искусства. Именно поэтому театральным зданиям традиционно отводят лучшие участки в городе для их строительства, их проектирование доверяется талантливым архитекторам. Мысленно окидывая взглядом выстроенные театры предшествующих лет, удивляешься тому широкому диапазону образно-художественных и объемно-планировочных решений, которыми наделяется каждый из них руками талантливых зодчих. Эти образы создавались под воздействием поисков новых форм самовыражения живого искусства театра и меняющихся представлений об организации театрального пространства и его архитектуры.
Здесь можно найти образцы от излишне простых и строгих до излишне помпезных и торжественных архитектурных решений театральных сооружений. О творческих поисках архитектурно-художественного образа и планировочных решений театральных сооружений можно составить представление на некоторых примерах из проектно-строительной практики Узбекистана.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

Театр оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (год строительства 1947 г., автор А. Щусев, рис. 14.2.6.1). Он размещается в центральной части города на бывшей базарной площади Воскресенской и представляет собой типичный вариант островной пространственной композиции. Такое положение в системе окружающей застройки продиктовало симметричное планировочное решение театрального сооружения. Здание занимает обширную территорию, окаймленную с четырех сторон транспортными магистралями. Перед зданием театра раскинулась большая площадь, оборудованная фонтаном и благоустроенная зелеными насаждениями и цветниками.
Его планировочное решение имеет симметричную композицию. Фойе и кулуары театра размещаются по бокам центрально расположенного зрительного зала. Сравнительно небольшой зрительный зал решен в ярусном варианте. Загрузка на балконы зала осуществляется с уровни второго этажа. Сам зрительный зал решен в форме прямоугольника с наклонным полом, чем достигаются комфортные условия видимости и слышимости. Сценическая часть театра строится по партерно-глубинной системе, с оркестровой ямой для музыкантов. Саму сцену окружают боковые карманы для декораций и кулисы. Вся административная группа помещений с репетиционными залами и артистическими уборными располагается за сценической частью и занимает все три этажа. Здание театра строилось в годы, когда идеи преемственности местного национального зодчество в современной архитектуре были приметой времени, а всеобщее торжество, порожденное свершившейся победой над фашистсъ работе архитекторов того периода. Созданная под влиянием этих факторов архитектура театрального здания характеризуется высокой степенью торжественности и мастерски выполненной передачей в его внешнем облике колорита узбекского зодчества. Главным композиционным акцентом театра является его развитый главный вход. Эта часть здания формируется четырьмя мощными пилонами во всю высоту здания, увенчанными небольшими башенками в их верхней части. Выступая несколько вперед от стены здания, они создают глубокие тени на фасаде, чем достигается яркая выразительность главного входа в здание театра. Архитектурное решение главного фасада театра хорошо дополняется боковыми рядами колон, решенных в национальном стиле. Во внешней отделке театра использован шлифованный жженный кирпич. Лишенная обилия архитектурного декора и вычурных форм, архитектура этого театрального сооружения отличается предельной простотой и в то же время образно-художественной выразительностью и монументальностью.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

По такой же планировочной схеме осуществлено строительство театра музыкальной комедии им. Мукими в Ташкенте (1946 г., автор Хазанов М.) — симметричная объемно-пространственная композиция с развитой вестибюльной группой и фойе с кулуарами вокруг прямоугольного зрительного зала (рис. 14.2.6.2). По своему архитектурному строю он решен в строгих сдержанных тонах, с минимальным количеством декоративных элементов. Торжественность внешнему облику придает высокий объем выступающей части главного входа, который решен с использованием элементов национального зодчества — высокие стрельчатые арки, обрамленные глубоким резным орнаментом. В архитектуре этого театра примечательным является оригинальное решение покрытия зрительного зала. Оно первоначально было решено из сводчатых скорлуп двоякой кривизны в кирпичной кладке без применения древесины и металлического каркаса.
Позже это покрытие было заменено на обычную двухскатную кровлю. Надо отметить и то, что построенные значительно позже театр им. Хамзы и концертные залы «Туркистон» и Дворец Дружбы народов также выполнены в симметричной композиции (рис. 14.2.6.3). Каждому из этих сооружений присуща своя индивидуальная образная характеристика и архитектурная пластика. И, что очень важно отметить, в решении внешнего облика этих сооружений широко используются мотивы национальной архитектуры.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров

Зарубежная практика строительства театров богата чрезвычайным многообразием приемов великолепных архитектурных решений театральных зданий. Ho, пожалуй, наибольший интерес из всех построенных в предшествующем столетии театров по своей образной композиции, по полету инженерной мысли и оригинальности вызывает культурный центр в Сиднее (Австралия) (рис. 14.2.6.4). Разработанное датским архитектором Г. Уотцоном (1956 г.), это театрально-концертное сооружение являет собой олицетворение торжества человеческой фантазии, полета творческой мысли. Сооружение состоит из двух разновеликих симметричных в плане театрально-концертных залов, обращенных главными фасадами в сторону океана. Весь архитектурный образ строится на выявлении форм надутых парусов, выполненных из большепролетных покрытий-оболочек.
Несмотря на сложность расчетов и изготовления этих оболочек проект был реализован строительством и теперь на берегу Атлантического океана, как драгоценная жемчужина, отливая белизной огромных раковин, предстает перед взором человека неповторимая оригинальная архитектура Сиднейского культурного центра.
Архитектурно-художественные и планировочные решения театров