Классификация предприятий розничной торговли

14.07.2016

Согласно существующей классификации, все предприятия розничной торговли по характеру обслуживания можно свести к следующим основным типам: магазины, универсамы, универмаги, крытые рынки, торговые центры (рис 15.2.1).
Классификация предприятий розничной торговли

Магазины относятся к наиболее массовому типу торговых предприятий. В системе города они могут быть отдельно стоящими или входить в состав крупных торговых центров. Универмаги, универсамы, торговые центры и рынки относятся к торговым предприятиям крупных объемов и классифицируются по следующим признакам (рис. 15.2.2).
Классификация предприятий розничной торговли

Универсамы представляют собой крупные торговые предприятия многопрофильной торговли с богатым ассортиментом товаров, основанные на системе самообслуживания. Отличительной особенностью этих торговых предприятий является их высокая экономическая эффективность, обусловленная интенсивным товарооборотом, В настоящее время наблюдается тенденция активного развития аналогичных этому типу предприятий торговых учреждений, заимствованных из зарубежного опыта супермаркетов, построенных по системе самообслуживания.
Универмаги относятся к торговым предприятиям с широким выбором непродовольственных и продовольственных товаров.
Крытые рынки представляют собой торговые предприятия, реализующие продовольственные товары. Высокая востребованность этих товаров обуславливает необходимость размещать их с учетом свободного доступа к ним в радиусе 1—2 км и в районах наибольшего скопления населения.
Торговые центры относятся к предприятиям торговли комплексного обслуживания, представляющие населению товары и услуги, отвечающие разнообразным запросам и индивидуальным вкусам людей. Они представляют собой усовершенствованные типы торговых учреждений, объединяющих в себе предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания с представлением населению широкого спектра услуг. Тенденция динамичного развития этого типа торгового учреждения, наблюдаемая в последние годы, объясняется, прежде всего, его высокой экономичностью строительства и эксплуатационных расходов благодаря укрупнению и многоцелевому использованию торговых залов, а также открывающейся возможности решения градостроительных и архитектурно-художественных задач в городских центрах и их транспортных узлах. Они состоят в основном из крупных универсальных магазинов и дополняющих их комплексов предприятий бытового обслуживания: ресторанов, кафетериев, салонов красоты, мастерских по ремонту бытовых приборов, почты, сберкасс и пр. Согласно существующей классификации, торговые центры подразделяются на две группы: торговые группы местного и торговые центры городского значения. Первая группа торговых центров предназначается для обслуживания населения микро- и жилых районов города. Их мощность рассчитана на обслуживание населения 5, 6—8, 9-15 и 14-18 тыс. человек, и в основной своей массе они строятся по типовым проектам.
Торговые центры городского значения, как правило, входят в структуру городского центра и составляют торговую зону городского многофункционального общественного центра.