Развитие крытых рынков в Узбекистане

14.07.2016

Узбекистан — благодатная страна для развития сельского хозяйства. Климатические условия здесь позволяют выращивать овощи и фрукты круглый год. Политика развития фермерского хозяйства, которая сейчас активно внедряется в сельскохозяйственную сферу, также дает большой прирост сельскохозяйственной продукции и поставку ее на городские рынки.
Сельскохозяйственная продукция - это в основном быстропортящийся товар, и чтобы создать торговлю с минимальными потерями, необходимы условия, которые обеспечили бы нормальный температурно-влажностный режим в торговой зоне и в местах хранения этой продукции.
Тень... В условиях Узбекистана тень является одним из главных мер борьбы естественными средствами с перегревом воздушной среды. Еще не ушли из памяти базары городов воздушной среды. Еще не ушли из памяти базары городов Узбекистана, где торговля шла под теневыми навесами, устроенными в торговых рядах. Однако эта мера не была столь эффективной как для сохранности товара, так и самого продавца против иссушающего горячего воздуха в летние знойные дни. Положение усугублялось еще и тем, что, как известно, в зимние дни температура воздуха в Узбекистане опускается в отдельные годы до -20°С и более, И в этих условиях при открытом хранении продукты подвергаются обморожению и потере вкусовых качеств. Попытки создать более благоприятные условия для торговли прослеживаются в старых базарах дореволюционного Узбекистана (рис. 15.6.1.1).
Развитие крытых рынков в Узбекистане

Из приведенной фотографии видно, что это были легкого типа, выполненные из древесных стволов крытые торговые ряды, которые хоть как-то защищали от осадков и палящих лучей солнца. До сравнительно недавнего времени рынки Узбекистана представляли собой картину со множеством рядов небольших торговых палат и прилавков с теневыми навесами, устроенными над ними. Отбрасываемые от них тени в течение дня меняли свое положение, и, по существу, продавец большую часть времени со своим товаром находился под палящими лучами солнца. В лучших условиях находились владельцы капитальных магазинов, однако они составляли небольшой процент от общих торгующих точек.
Из года в год огромные государственные средства расходовались на обустройство рынков в Узбекистане, и в основном они шли на строительство торговых палат, павильонов, складских помещений, санитарно-контрольных станций и пр. Однако эти меры способствовали лишь частичному улучшению условий торговли, тогда как оставалась нерешенной серьезная проблема — проблема комфорта и качества архитектурной среды.
Насущная необходимость улучшения условий торговли как для продавцов, так и для покупателей, стала причиной заметной активизации в последние годы работ по реконструкции действующих и строительству новых городских рынков Узбекистана. Так, например, в Ташкенте были реконструированы такие крупные рынки, как Фархадский, Алайский, Куйлюкский, Паркентский, Чорсу, и заново отстроен огромный рынок на массиве Юнусабад. Следует при этом отметить, что главным в этой работе было включение большей части торговой площади рынков под сплошное теневое покрытие, а на старогородском рынке Чорсу был сделан первый пробный и причем удачный шаг в освоении строительства крытых рынков, разместив весь его овощной сектор под огромный двухярусный купол (рис. 15.6.1.2).
Развитие крытых рынков в Узбекистане

Опыт строительства этого рынка показал целесообразность дальнейшего расширения строительства подобных сооружений в Узбекистане в связи с их высокими экономическими, эксплуатационными качествами и широкими открывающимися возможностями пополнения рядов современных общественных зданий Узбекистана высокохудожественными образцами архитектуры крытых рынков. Изучение современного опыта строительства этих рынков дает возможность сделать некоторые обобщения, позволяющие раскрыть основные моменты особенностей их строительства, которые могут оказаться весьма полезными в практической работе над проектами этих типов объектов.