Общие сведения о повреждениях несущих конструкций и обустройстве тоннелей


Обделка является наиболее ответственной частью сооружения, предохраняющей тоннельную выработку от обрушения. При неблагоприятных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, проявлениях интенсивного горного давления, а также при воздействии климатических, сейсмических или других факторов в обделке нередко возникают значительные усилия, отличные от расчетных (принятых в проекте). Существенные изменения условий работы приводят к локальным повреждениям и разрушениям тоннельных конструкций и обустройств. Повреждения имеют различные причины возникновения и оказывают различное влияние на техническое состояние как отдельных элементов, так и тоннельного пересечения в целом.
Установлено, что большинство повреждений тоннельной обделки проявляется не внезапно, а развивается в течение определенною времени и сопровождается рядом характерных признаков. В этих условиях поддержание хорошего внешнего вида обделки позволяет обнаружить возникающие дефекты на начальном этапе их развития и принять меры к быстрому их устранению. Правильная оценка тяжести последствий образования повреждений и назначение соответствующих профилактических защитных мероприятий является актуальной задачей при эксплуатации тоннелей.
По причинам возникновения дефекты конструкций разделяют на следующие виды.
Конструкционные дефекты связаны с ошибками изысканий, несовершенством или нарушением установленных правил, норм проектирования и конструирования. Примерами могут служить отсутствие гидроизоляции тоннеля, дренажных устройств, недостаточная несущая способность обратною свода или его отсутствие при интенсивном боковом давлении вмещающих грунтов, недостаточная тепловая защита дренажных и водоотводных устройств иди их заложение в зоне сезонною промерзания грунтов при неблагоприятных температурных условиях эксплуатации, неверное расположение или отсутствие деформационных и сейсмических швов, неорганизованный сток воды.
Производственные дефекты связаны с отступлениями от конструктивных параметров обделки, заложенных к проекте. Так, если бетон или набрызгбетон временной крепи (первичной обделки) но причине недосмотра при бетонировании или в результате чрезмерных деформаций крепи войдет в пределы проектного сечения постоянной обделки, то строитель обязан исправить этот дефект до ее бетонирования. Производственные повреждения часто связаны и с нарушением технологии бетонных работ. Например, нарушение технологического регламента приготовления и доставки бетонной смеси, некачественная с недостаточным уплотнением укладка за опалубку бетонной смеси. При отсутствии на обводненном участке организованного отвода грунтовой воды перед бетонированием обделки происходит вымывание цемента из вновь уложенного бетона. К ним относятся продольные холодные швы между блоками бетонирования в обделке, пустоты за обделкой из-за некачественного нагнетания раствора и др.
Производственный контроль, являющийся обязательной и ответственной технологической операцией, требует значительных затрат труда, времени и средств. В западных странах затраты на него в денежном выражении составляют 15...20 % от стоимости строительства, а в нашей стране до настоящего времени они не превышают I %.
Эксплуатационные дефекты связаны с недостаточным кадровым и техническим оснащением эксплуатирующих организаций, несвоевременным и некачественным выполнением ремонтно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания тоннеля, а также с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации. Например, повреждение обделки негабаритным грузом или подвижным составом при отклонении положения пути в плане и профиле.
Деградационные дефекты проявляются в связи с естественным старением, изнашиванием, коррозией и усталостью материала обделки при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.
Дефекты тоннельных обделок могут быть явными, выявляемыми при осмотрах, и скрытыми, которые можно обнаружить лишь детальным обследованием с использованием специальных методик и оборудовании и сопоставлением полученных данных с данными технической документации и результатами предшествующих обследований.
К явным повреждениям обделки относят трещины и разрушения материала сводов и стен, расстройства швов, нарушения работы водоотводных устройств, обводненность и наледи, к скрытым — деформации конструкций, образование пустот за обделкой, просадки основания, повреждения конструкций со стороны фунтового массива (в том числе обратных сводов). Скрытые повреждения наиболее опасны, поскольку их развитие вызывает появление других дефектов. Связанные с ними просадки и деформации конструкций нарастают медленно (годами. иногда десятилетиями), интенсивность их развития трудно устанавливаема, а последствия непредсказуемы. В практике эксплуатации тоннелей имеются случаи, когда процесс нарастания деформаций тоннельных конструкций остается продолжительное время незамеченным или оставляется без должного внимания вплоть до разрушения конструкций. Это приводит к возникновению аварийных ситуаций с угрозой обрушения и необходимости принятия срочных мер по их ликвидации. Проведение срочных работ в таких случаях небезопасно для движения транспортных средств и работающих, сопряжено с большими трудностями.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!