Дефекты порталов, рамп, оголовков и подпорных стен

26.05.2016

Порталы и оголовки, рампы и подпорные стенки, являясь элементами тоннельного пересечения, выполняют заданные функции по обеспечению безопасного въезда в тоннель, устойчивости портальной выемки, а также архитектурного оформления перехода от наземного участка дороги к подземному. Повреждения этих элементов тоннельного пересечения могут быть конструкционными, связанными с неверным учетом фунтовых и температурных условий при определении глубины заложения фундаментов или уклона откосов. В результате возможно морозное пучение фундаментов, образование трещин в портальных и подпорных стенках, расчленяющих их на отдельные блоки. При нарушении устойчивости откосов и осыпании грунта возможно опрокидывание подпорных стенок и боковых открылков порталов.
Опасность для движения транспорта и жизни обслуживающего персонала и пассажиров создает недостаточная высота парапета или подпорной стенки, принятая в проекте. В этом случае не исключено падение камней с лобового и боковых откосов на проезжую часть и подвижной состав. От воздействия атмосферных осадков в сочетании со знакопеременными температурами воздуха разрушаются декоративные покрытия поверхностей и бетонные конструкции с возможным падением отслаивающихся кусков на железнодорожный путь или проезжую часть автомобильной дороги.
Дефекты, рассмотренные в данной теме, представляют собой далеко не полный перечень, который может быть существенно расширен, учитывая многочисленность видов неблагоприятных внешних воздействий на тоннельные конструкции и условий эксплуатации сооружений, а также уровней качества их строительства и содержания. В процессе содержания тоннелей большое значение имеет не только своевременное обнаружение всех дефектов, но и анализ происхождения и степени опасности каждого дефекта для тоннельного сооружения с оценкой тяжести последствий их развития. Фактически, по результатам анализа оценивают техническое состояние тоннеля на конкретный момент времени и выбирают виды ремонтных мероприятий.