Надзор за техническим состоянием тоннелей

26.05.2016

Правилами и указаниями Департамента пути и сооружении Федерального агентства железнодорожного транспорта и Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства установлен определенный порядок технического надзора и контроля за состоянием железнодорожных и автодорожных тоннелей. Работники каждого из этих ведомств руководствуются различными инструкциями но эксплуатации. Тем не менее принципиального различия в концепции организации текущего содержания и оценки технического состояния железнодорожных и автодорожных тоннельных пересечений не имеется.
В зависимости от специфических рельефных и климатических условий региона и особенностей тоннельного пересечения установленный порядок технического надзора может быть дополнен и откорректирован местными правилами, утвержденными начальником дороги. Установленный порядок технического надзора предусматривает периодические и постоянные наблюдения за тоннельным сооружением с целью обнаружения каких-либо дефектов в обделке, железнодорожном пути или проезжей части автомагистрали, водоотводных и других тоннельных обустройствах, неисправностей и функционировании всех технических систем, связанных с обеспечением надлежащих эксплуатационных качеств тоннельного пересечения.
Постоянный технический надзор. Такой надзор за тоннелями, как и другими ИССО, осуществляют систематически обходчики пути и ИССО по разработанным тоннельными мастерами графикам обхода. Графики составляют с учетом интенсивности движения транспорта по закрепленному для обхода участку. Длина участка пути на подходах к тоннелю, обслуживаемого тоннельными обходчиками, на железных дорогах устанавливается начальником дистанции пути в пределах не более 500 м, а на автомагистралях — не более 150 м с каждой стороны сооружения.
При проведении осмотров особое внимание обращают на слабые элементы сооружений, участки с неустраненными дефектами и места с периодически повторяющимися опасными проявлениями (наледями, интенсивным обводнением, падением камней с откосов и др.). При обнаружении дефектов или отказов систем, угрожающих безопасной эксплуатации тоннеля (повреждений конструкций негабаритными грузами, разрушений обделки с падением кусков бетона на путь или проезжую часть, крупных наледей на обделке и пути, сползаний откосов или сходов снежных лавин на подходах к тоннелю и др,), обходчик обязан оградить опасное место и установленном порядке, немедленно доложить о случившемся тоннельному мастеру и принять возможные меры к устранению опасности.
В обязанность обходчиков входит содержание в чистоте камер и ниш в тоннелях, их побелка, скалывание и уборка наледей, наблюдение за состоянием обделки, проверка состояния выходов из штолен и контроль отепления их в зимнее время. Обходчики ведут «Журнал обходчика железнодорожных путей и ИССО» (форма ПУ-35), в который, помимо записей о приеме и сдаче дежурств, заносят результаты осмотров и проверок верхнего строения пути, тоннельных конструкций и обустройств, а также отражают работы, выполненные во время дежурства.
Текущие осмотры. Текущие осмотры тоннелей осуществляют тоннельные мастера, начальник дистанции и его заместители по графикам, установленным начальником дистанции на закрепленных за ними участках. Периодичность текущих осмотров зависит от состояния и вида тоннеля. При исправном состоянии текущий осмотр транспортных тоннелей проводят один раз в три месяца. Для находящихся в ремонте и дефектных сооружений, угрожающих безопасности движения транспорта, необходимы более частые осмотры, вплоть до непрерывного наблюдения сроком до момента полною устранения неисправностей.
Целью текущих осмотров, помимо наблюдения за общим состоянием тоннельного пересечения, является выявление всех неисправностей с выделением тех из них, которые требуют незамедлительного устранения. По результатам текущего осмотра определяют объем необходимых ремонтных работ. В процессе текущих осмотров контролируют, насколько качественно обходчики железнодорожных путей и ИССО выполняют постоянный технический надзор. При необходимости тоннельный мастер инструктирует обходчиков пути и ИССО.
Текущему осмотру подвергают все элементы тоннельного пересечения: обделку тоннеля и штолен, рельсовый путь, порталы, ниши и камеры. К текущему осмотру относят также наблюдения за режимом работы водоотводных устройств и образованием наледей. Результаты текущего осмотра тоннеля с описанием обнаруженных неисправностей и указанием объемов необходимых ремонтных работ тоннельные мастера и бригадиры заносят в «Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений» (ПУ-30), которую ежемесячно проверяет начальник дистанции или его заместитель.
Каждый раз перед наступлением паводкового периода и после его окончания, а также после землетрясений силой 4 балла и более, начальник дистанции пути, его заместитель или главный инженер проводят дополнительный сплошной осмотр тоннеля. Существенные повреждения, выявленные при текущих осмотрах, а также результаты осмотров после землетрясений и сильных ливней заносят в «Тоннельную книгу» (ПУ-12а). Ответственность за ведение «Тоннельной книги», как и «Книги записи результатов осмотра искусственных сооружений» несет заместитель начальника дистанции пути но инженерным сооружениям.
Периодические осмотры. Периодические осмотры всех искусственных сооружений проводят начальник дистанции пути, его заместитель или главный инженер с участием тоннельного мастера. Сроки периодических осмотров устанавливает начальник службы пути в зависимости от состояния сооружений, но не реже двух раз в год (весной и осенью). При этом один из осмотров обязательно проводит лично начальник дистанции, В ходе периодического осмотра детально проверяют общее состояние тоннельного пересечения (в том числе верхнего строения пути на сооружении и подходах к нему) с производством в случае надобности инструментальных измерений.
При этом выявляют повреждения, требующие устранения, составляют перечень необходимых ремонтных работ, оценивают уровень надзора за сооружением, проверяют полноту и качество произведенных ранее работ, дают указания о порядке дальнейшего надзора. Результаты периодических осмотров оформляют актами, заносят в «Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений» (ПУ-30). а также и «Тоннельную книгу» (ПУ-12а) с перечислением выявленных дефектов и указанием объема и сроков требуемых ремонтных работ.
В случаях выявления опасных повреждений, кроме записи в «Тоннельной книге», составляют отчет для представления в службу пути. По результатам периодических осмотров сооружений разрабатывают утверждаемые начальником дистанции пути мероприятия по устранению выявленных неисправностей, дефектов и недостатков в организации содержания, с указанием сроков и ответственных за выполнение. Опасные повреждения, угрожающие безопасности движения поездов и проходу людей, устраняют немедленно.
Нормы содержания, организация надзора, полный перечень работ по текущему содержанию тоннельного пересечения, а также порядок осмотра устанавливаются Инструкцией по содержанию ИССО, другими нормативными документами ОАО «РЖД» по вопросам эксплуатации ИССО и приказами начальника дороги. Конкретные составы и объемы работ текущего содержания устанавливают на основании результатов текущих и периодических осмотров в зависимости от конструкции и состояния сооружения, времени года, эксплуатационных условий. При проведении периодических осмотров руководители управлений и отделений железных и автомобильных дорог, наряду с оценкой состояния сооружений, выявлением дефектов и разработкой мер по их устранению, проверяют организацию надзора и содержания, ведение технической документации, своевременность устранения недостатков, выявленных при предыдущих осмотрах. Результаты осмотров оформляют актами, которые прикладывают к «Тоннельной книге».