Ремонт безобделочных тоннелей

26.05.2016

На сети железных дорог России имеется немало тоннелей, заложенных и прочных скальных породах без устройства обделки или с укреплением обделкой только свода. Большинство тоннелей, сооруженных еще и начале прошлого столетия, имеют вполне удовлетворительное со стояние, требуют минимум затрат по текущему содержанию. Однако за последние годы в некоторых из таких тоннелей, заложенных даже в очень прочных базальтах, начали появляться отколы и вывалы небольших линз породы толщиной от 5 до 20 см. Эти мелкие обрушения весьма опасны как для обслуживающего персонала, так и и случае попадании в стекло кабины машиниста поезда.
В тоннелях, не имеющих обделок, ремонты связаны, в основном, с обеспечением устойчивости контура выработки. Если при строительстве поверхность выработки не была закреплена сеткой на анкерах, а по сетке не нанесен облицовочный слой набрызгбетона, то в процессе эксплуатации обнаженные фунты подвержены выветриванию, вследствие чего возможно отслоение отдельных кусков породы. Кроме того, по трещинам внутрь тоннеля поступают подземные воды, создавая неблагоприятные условия для работы контактной сети, электромеханического оборудования. При низких отрицательных температурах они обусловливают образование наледей. В связи с этим важно своевременно обнаружить и произвести оборку неустойчивых камней на контуре выработки с последующей навеской сетки и нанесением облицовочною набрызгбезонного покрытия. Осушение грунтовою массива, локализацию и отвод течей осуществляют аналогично тоннелям, имеющих обделку.