Подземные сооружения метрополитена и организационная структура их содержании

26.05.2016

В отличие от тоннелей на железных и автомобильных дорогах, представляющих собой разрозненные и, в подавляющем большинстве, весьма незначительной протяженности объекты, метрополитен — многокилометровая разветвленная сеть тоннелей, включающая сложный комплекс сооружений и обустройств. Достаточно сказать, что и Москве протяженность линий метро в двухпутном исчислении превышает 295 км (175 станций), в Санкт-Петербурге 115 км (62 станции). В Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и в Казани метрополитены продолжают развиваться. Общая протяженность линий метрополитенов, действующих в городах России, в 2010 г. превысит 500 км. Ведется строительство метрополитенов в Омске. Челябинске, Красноярске и Уфе. Обоснована необходимость метрополитена в комплексных транспортных схемах развития городского пассажирского транспорта Ростова-на-Дону и Перми,
Подземные линии метрополитена представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений, выполняющих разнообразные функции, имеющих различные конструктивные решения, построенных с применением как классических, так и современных технологий и широком разнообразии инженерно-геологических условий. Все сооружения этого комплекса призваны обеспечить, помимо четкой организации интенсивного движения поездов (до 45 пар в час), удобное обслуживание пассажиров в надлежащих санитарно-гигиенических условиях. Многокилометровая городская железная дорога и напряженный эксплуатационный режим обусловливают и значительный контингент работников. Так, численность работников, отнесенная к 1 км линии в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 78 человек. Однако с уменьшением протяженности линий метрополитена этот показатель существенно возрастает. Так, в городах России, где протяженность линий составляет 8...10 км, численность работников на 1 км линии превышает 100 человек. Представление о номенклатуре и назначении сооружений на линиях глубокого и мелкого заложения дает схема на рис. 6.1.
Подземные сооружения метрополитена и организационная структура их содержании

Все сооружения этого комплекса можно классифицировать как основные и вспомогательные.
К основным сооружениям метрополитена относятся путевые сооружения, предназначенные для обеспечения движения поездов, и станционные комплексы для посадки, высадки и пересадки пассажиров, а также для их обслуживания и организации движения.
В состав путевых сооружении входят: перегонные тоннели, камеры съездов, тупики, раструбы и выходы перегонных тоннелей на поверхность, соединительные тоннели, где расположены пути перехода с одной линии на другую, а также герметизирующие конструкции и затворы металлоконструкций, в том числе на границе со строящимися или законсервированными участками.
Перегонные тоннели участки тоннелей между станциями, в которых расположены главные пути, составляют основную часть подземных коммуникаций метрополитена. Пути разных направлений могут быть расположены водном тоннеле или путь каждого направлении размещают воднопутном тоннеле. Размеры поперечного сечения перегонных тоннелей зависят от габарита подвижного состава, обращающегося на линии, и числа путей, расположенных в тоннеле, а конфигурация от способа производства работ (открытый или закрытый) и от инженерно-геологических условий на трассе линии.
Камеры съездов - сооружения, предназначенные для размещения стрелочных переводов на тех участках линии, где подвижной состав переводят с одною нуги на другой. На этих участках сечение тоннеля в соответствии с уширением междупутья постепенно увеличивается до размеров, позволяющих разместить пути каждой ветки в одиночном тоннеле.
Туники предназначены для организации оборота поездов, для отстоя и мелкого ремонта вагонов. Располагают их между главными путями за станцией. Тупики могут быть однопутными или двухпутными.
Раструбы участки линий метрополитена, где один двухпутный тоннель разветвляется на дна однопутных. На этом участке обделка двухпутною тоннеля постепенно увеличивается по ширине до размеров, необходимых для примыкания к нему однопутных тоннелей.
Выходы перегонных тоннелей на поверхность устраивают при переходе подземной части трассы на наземную ее часть или для связи тоннелей метрополитена с депо. Тоннели на этом участке ограничиваются порталом, удерживающим откос выемки.
Станционные комплексы включают платформенный участок, где расположены поездные пути и пассажирская платформа (или платформы), и служебные помещения — сооружения для связи платформы (или платформ) станции с поверхностью земли или со станцией пересадки вестибюли с подуличными пешеходными переходами, эскалаторные тоннели с машинными помещениями и натяжными камерами, подходные коридоры и камеры сопряжения на пересадочных станциях.
К вспомогательным сооружениям относятся тягово-понизительные подстанции (СТП), станционные и перегонные вентиляционные устройства (вентиляционные шахты, вентиляционные штольни, вентиляционные камеры, где расположены вентиляторы, вентсбойки и вентиляционные киоски), водоотливные установки, дренажные ходки, объекты гражданской обороны, включая санитарно-технические узлы.
Внутренние размеры путевых и станционных сооружений метрополитенов установлены в соответствии с габаритами приближения строений (ГОСТ 23961-80 для колеи 1520 мм), которые предусматривают верхнее строение пути на шпалах длиной 2,65 м и контактного рельса с нижним токосъемом. Габариты приближения строений учитывают размещение (вне пределов габарита приближения оборудования Oм) устройств пути, санитарной техники, электроснабжения, освещения, СЦБ и связи, автоматического торможения и автоведения поездов, а также размещение с одной стороны тоннеля, противоположной контактному рельсу, непрерывной дорожки для прохода обслуживающего персонала.
Подземные сооружения метрополитена и организационная структура их содержании

Габариты приближения строений на перегонах соответствуют форме поперечного сечения тоннеля (рис. 6.2). Для тоннелей кругового профиля сечения принят габарит приближения строений Смк, для прямоугольного — Cмп (С — строения, м — метро, к — круговое очертание, и прямоугольное очертание). По действующим нормативам габариты Cмк и Смп действительны также для кривых участков пути радиусом 200 м и более. Размеры внутреннего контура обделки двухпутного тоннеля установлены с минимальным расстоянием между осями габаритов (междупутье) на прямых участках пути и кривых радиусом 500 м и более 3,4 м. Для станций метрополитена, расположенных на прямых участках пути, установлен габарит приближения строений Cмс (рис. 6.3).
Характерной особенностью эксплуатационного режима метрополитена является высокая интенсивность движения поездов, достигающая в часы «пик» 45 пар поездов в час. При этом S-нагонные составы перевозят до 70 тыс. чел. в час в одном направлении. Пассажирооборот метрополитена г. Москвы превышает три миллиарда пассажиров в год, г. Санкт-Петербурга — приближается к 1 миллиарду.
Подземные сооружения метрополитена и организационная структура их содержании

Короткий интервал между поездами (3...4 мин. в часы «пик» снижающийся до 1,5 мин) с непродолжительным (3,5...4 ч и только в ночное время) перерывом в движении поездов, высокая ответственность за безопасность миллионов пассажиров, ежечасно находящихся в тоннелях метрополитена, предъявляют повышенные требования к работе всех служб, обеспечивающих эксплуатационную надежность такой сложном транспортной системы.
Надлежащее техническое состояние тоннельных сооружений городских внеуличных железных дорог осуществляют службы тоннельных сооружений. Примерная структура службы приведена на рис. 6.4.
В своей деятельности служба тоннельных сооружений руководствуется Инструкцией по содержанию искусственных сооружений метрополитена. Она разрабатывается и утверждается руководством метрополитена данною города и обязательна для исполнения всеми службами этого метрополитена. Однако основные положения и правила местной инструкции должны соответствовать Правилам технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации.
Подземные сооружения метрополитена и организационная структура их содержании

Содержание тоннельных сооружении метрополитена — это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасного и бесперебойного движения поездов и пассажиров в течение всего срока службы сооружений. Эти мероприятия реализуются посредством непрерывного надзора за техническим состоянием тоннельных сооружений. Надзор зa техническим состоянием тоннельных сооружений возлагается на дистанции тоннельных сооружений. Каждая дистанция обслуживает одну-две линии метрополитена. Дистанция разделена на несколько околотков, каждый из которых включает 2—3 перегона со станциями.