Надзор за техническим состоянием тоннельных сооружений метрополитена

26.05.2016

Надзор за состоянием тоннельных сооружений включает в себя осмотры и наблюдения, выполняемые с определенной периодичностью, надзор за сооружениями, нуждающимися в особом контроле, специальные обследования. Постоянный технический надзор, текущие осмотры и текущий ремонт сооружений, а также периодические осмотры осуществляют помощники тоннельных мастеров, тоннельные мастера, старшие мастера дистанций, руководители дистанций.
Особая роль в организации, проведении и оценке технического состояния тоннельных сооружений метрополитена отводится Тоннельно-обследовательской испытательной станции (ТОИС).
К основным задачам ТОИС относятся проведение специальных обследований объектов метрополитена с оценкой их технического состояния, анализ, классификация и систематизация данных по объектам, полученных при обследовании, выявление негативных факторов, влияющих на несущие конструкции сооружений и объекты метрополитена в целом. Сотрудники ТОИС проводят обследования и дают оценку качества вновь вводимых в эксплуатацию сооружений, а также объектов, сданных после капитального ремонта, осуществляют инспекторский надзор за производством строительно-монтажных и ремонтных работ на городских объектах, расположенных в непосредственной близости от объектов метрополитена, и организуют инженерный мониторинг с целью выявления влияния негативного этих на тоннельные сооружения.
Важным этапом в деятельности ТОИС является разработка и выдача рекомендаций по текущему содержанию сооружений, нуждающихся в особом контроле, и подготовка обоснованных рекомендаций по ограничению скорости движения поездов на этих участках.
Постоянный технический надзор и текущие осмотры организует тоннельный мастер дистанции. Он обязан детально знать состояние всех сооружений в границах своего околотка, выявлять причины появившихся в них повреждений, своевременно устранять их и предупреждать возникновение новых. Для этого не реже одною раза в месяц тоннельный мастер или его помощник обязаны осмотреть все сооружения в границах своего околотка.
Целью данных осмотров является наблюдение зa общим состоянием тоннельных сооружений, выявление всех появляющихся неисправностей и их немедленное устранение, В случае невозможности немедленного устранения определяются объемы и сроки проведения необходимых ремонтных работ. Особое внимание при осмотре обращают на состояние ранее выявленных дефектов тоннельной обделки, интенсивность течей. выносы породы, контрольных «маяков», установленных на трещинах, состояние металлоизоляции.
О всех неисправностях и повреждениях, угрожающих безопасности движения, немедленно письменным рапортом информируется руководство дистанции. Текущий ремонт осуществляет дистанция ремонта сооружений. Содержание в исправном состоянии необходимых для этого механизмов и оборудования входит в обязанности сектора механизации и оргтехники.
Один раз в квартал тоннельные сооружения осматривает старший мастер дистанции. Цель осмотра — проверка качества выполненных на околотке работ по содержанию сооружении, соблюдение технологических инструкций к периодичности выполнения работ» правильность ведении документации околотка. Осматривается также поверхность над тоннелями при глубине их заложения менее 30 м. При этом особое внимание обращают на участки над тоннелями заложенными на глубине 5...10 м. В частности, проверяют систему отвода поверхностных вод, фиксируют обнаруженные просадки грунта в пределах охранной юны. равной 25 м, обследуют пространство у вентиляционных киосков, а также контролируют соблюдение регламента на работы, выполняемые в непосредственной близости от тоннельных сооружений.
Периодические осмотры всех сооружений, закрепленных за дистанцией. выполняют раз в полгода как в дневное, так и ночное время. Целью этих осмотров является проверка выполнения требований технологических инструкций и качества выполненных околотком работ по текущему содержанию, текущему и капитальному ремонтам искусственных сооружений, проверка эффективности принятых околотком мер по устранению неисправностей, определение околотком объемов ремонтных работ и сроков их выполнения.
He реже одного раза в квартал сооружения осматривает комиссия пол председательством начальника дистанции движения с привлечением представителей смежных служб, врача ЦСЭН и при участии руководства дистанции тоннельных сооружений.
Один раз в год проводят осмотры всех тоннелей с технологической платформы, оснащенной специальными подмостями и освещением для детального осмотра тоннельной обделки (при необходимости с простукиванием и вскрытием конструкции). Скорость движения поезда при таких осмотрах не должна превышать 10 км/ч.
Дефекты и неисправности, угрожающие безопасности движения поездов, устраняют немедленно, а при обнаружении менее значительных дефектов тоннельной обделки делают развертки этих участков и разрабатывают мероприятия с определением сроков выполнения работ по их устранению.
В течение года осмотры отдельных сооружений выполняются начальником службы тоннельных сооружений (его заместителем или главным инженером).
Все изменения, происшедшие в конструкциях сооружений в течение гада, дистанция тоннельных сооружений заносит в технический паспорт дистанции. На основании этих данных производственно-технический отдел службы тоннельных сооружений (ПТО) вносит все изменения, происшедшие в конструкциях, в технический паспорт службы тоннельных сооружений. Эти данные являются исходными материалами при разработке производственным отделом нормативной документации, инструкций по текущему содержанию тоннельных сооружений, регламентов на выполнение текущего ремонта и проектных разработок на капитальный ремонт.
На весь период эксплуатации за положением сооружений в плане и профиле устанавливается инструментальный контроль, который осуществляет геодезическая контрольно-измерительная станция службы тоннельных сооружений (ГКИС) в сроки, установленные нормативными документами и в соответствии с инструкцией по производству геодезическо-маркшейдерских работ на метрополитене.
Для определения вертикальных осадок тоннеля выполняют прецизионное нивелирование, которое увязывают с постоянными реперами на поверхности. Сплошное прецизионное нивелирование тоннельных обделок проводят с определенным интервалом не реже одного раза в год при эксплуатации тоннеля сроком до пяти лет, не реже одного раза в три года при эксплуатации тоннелей сроком от пяти до десяти лет и не реже одного раза в пять лет при эксплуатации тоннелей сроком свыше десяти лет.
He реже одного раза в год производят проверку соответствия габарита приближения оборудования ГОСТу 23961-30. Габарит приближения оборудования проверяют габаритным вагоном, отмечая выявленные негабаритные места. При обнаружении деформаций, а также после производства работ, которые могут вызвать нарушение габарита, проверку габарита приближения оборудования выполняют не «медлительно до начала движения поездов.
Результаты надзора за техническим состоянием тоннельных сооружений с указанием всех осмотренных объектов и описанием их фактического состояния заносят в «Книгу записи результатов осмотров искусственных сооружений», находящуюся в каждой дистанции. Сведения о значительных неисправностях и дефектах записывают в «Книге тоннельных сооружений», находящейся на том околотке, в границах которого были обнаружены эти неисправности.
Особый режим наблюдений устанавливается для сооружений, имеющих повреждения, дефекты или деформации, которые при дальнейшем развитии могут снизить степень безопасности движения поездов. Такие сооружения нуждаются в особом контроле. Периодичность их визуальных осмотров определяется в зависимости от технического состояния сооружения. Для установления динамики деформаций и развития дефектов за такими сооружениями устанавливается инструментальный контроль. Результаты осмотра этих объектов заносят в «Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений, нуждающихся в особом контроле».
Специальные обследования осуществляют за участками тоннелей, находящихся в неблагоприятных условиях эксплуатации, при наличии осадок и деформаций тоннеля, выноса грунта из-за обделки, изменения нагрузки ни сооружение, осадками вестибюлей и других наземных сооружений, деформациями и осадками тоннелей в зонах производства работ сторонними организациями. Специальные обследования тоннельных сооружений на пусковых участках строительства новых линий включают проверку технического состояния ИССО в части соответствия проектным решениям, требованиям СНиП и нормативным документам. Правилам технической эксплуатации метрополитенов и действующих инструкций.
Отличительной особенностью условий работы тоннелей метрополитена является опасная близость их от вновь сооружаемых городских объектов. Постоянное сокращение свободных территорий для наземною строительства в центральных районах города приводит к необходимости застройки площадей над действующими объектами метрополитена. Застройка в его охранной зоне и расположение подземных объектов городской инфраструктуры в непосредственной близости от тоннелей может существенно влиять на их напряженно-деформированное состояние.
В этой связи до начала строительства наземного объекта проводят внеплановое специальное обследование конструкций метрополитена, попадающих в зону влияния строительных работ. На основании заключения о техническом состоянии подземного сооружения решается вопрос о целесообразности реализации предлагаемого объекта городского строительства.
Для своевременного выявления возможных негативных изменений в техническом состоянии объектов метрополитена, вызванных строительством зданий и сооружений в охранной зоне, как во время строительных работ, так и в в начальный период их эксплуатации организуют мониторинг технического состояния конструкций. Мониторинг должен осуществляться с частотой, позволяющей в кратчайшие сроки оценить изменение технического состояния конструкции, и должен быть увязан с этапами производства работ по наземному строительству. При проявлении признаков аварийных ситуаций организации, осуществляющие мониторинг, должны срочно информировать об этом службу тоннельных сооружений метрополитена и заказчика строящегося объекта.
Заключение о необходимости проведения специальных осмотров и обследований ИССО и проведения мониторинга дают комиссии в составе специалистов ТОИС, проектных, научно-исследовательских и специализированных организаций.