Текущее содержание сооружений метрополитена

26.05.2016

Дефекты подземных сооружений метрополитена и связанные с ними работы по поддержанию надлежащих эксплуатационных качеств всех объектов этой сложной транспортной системы в большинстве случаев аналогичны тем, которые были описаны ранее. При этом одним из основных факторов, определяющих особенность текущего содержания подземных сооружений метрополитена, являются различные техногенные воздействия, связанные с жизнедеятельностью большого города. Так, негативные воздействия на конструкции метрополитена возможны при строительстве и непосредственной близости от него новых объектов городской подземной инфраструктуры (например, подземных автостоянок и гаражей) или при строительстве наземных объектов (торговых комплексов, эстакадных развязок, путепроводов и др.).
В этих случаях изменяются характер и интенсивность нагрузки на конструкции, принятые при проектировании, что приводит к существенному изменению их напряженно-деформированного состояния. Характер и интенсивность нагрузок меняется в зависимости от стадии строительства. Возможны случаи, когда именно одна из стадий строительства (например, разработка котлована или устройство свайного основания) является наиболее опасной с точки зрения воздействия на состояние конструкций тоннельного пересечения, расположенного под строящимся объектом или в непосредственной близости от него.
Одной из наиболее значимых причин снижения эксплуатационной надежности городских транспортных тоннелей является воздействие агрессивных вод. В том случае, когда трасса тоннеля или участок линии метрополитена проходит вблизи нефтеперерабатывающих предприятий, складов горючесмазочных материалов, заводских территорий без организованного выпуска и очистки промышленных стоков, возможно загрязнение фунтовых под химическими веществами и даже вынос в тоннели нефтепродуктов.
Обслуживание транспортных тоннелей и текущее содержание пулевых сооружений метрополитена имеют много общего. Отличием является необходимость периодической промывки тоннелей. Поверхности перегонных тоннелей с уклоном менее 40 % промывают механизированным промывочным агрегатом. Промывка путевого лотка и жесткого основания пути выполняется вручную (в том числе и тоннели с уклоном более 40 %) с помощью шланга, подключенного к системе водоснабжения метрополитена. До начала ручной и механизированной промывок поверхности перегонных тоннелей на участках с закрытой дренажной системой. последняя должна быть проверена, а обнаруженные засорения ликвидированы. После промывки тоннеля очищают и промывают дренажные лотки и закрытые дренажи. Промывку тоннелей осуществляют при движении промывочного агрегата со скоростью не более 10 км/ч веерообразной струей воды под давлением до 0.8 МПа.
Промывку тоннелей в зимнее время выполняют при температуре наружного воздуха не ниже -15 °C При минусовой ночной температуре наружного воздуха, во избежание образования тумана и обледенений, не подлежат промывке все перегоны, соединительные и вытяжные ветки, примыкающие к рампам на расстоянии не менее 500 м, и все перегонные тоннели, примыкающие к стволам вентиляционных шахт, по 200 м в обе стороны от ствола. Внутреннюю поверхность чугунных тюбингов тоннелей и наклонных ходов, закрываемых в процессе эксплуатации зонтами, на участках с агрессивными водами следует защищать соответствующими покрытиями.
В местах пересечения трассы метрополитена с городскими инженерными сетями, реками и другими коммуникациями, которые могут повлиять на состояние тоннеля, по оси трассы этих коммуникаций на тоннельной обделке со стороны, противоположной контактному рельсу (на высоте 1100 мм от уровня головки рельса), наносится соответствующая маркировка (рис. 6.5). Пересечение с рекой обозначается по берегам.
Текущее содержание сооружений метрополитена

В конструкциях или отдельных элементах сооружений метрополитена, таких как станционные тоннели, вестибюли и эскалаторные тоннели, проявляется ряд дефектов другого рода, требующих выполнения определенного вида работ по их текущему содержанию. Так, при осмотрах станционных комплексов обращают особое внимание на дефекты в облицовке стен, колонн, пилонов, проверяют прочность закрепления плит, наличие влажных пятен и солевых потеков. Оштукатуренные поверхности проверяют на прочность сцепления покрытия с конструкцией. Фиксируют дефекты водоотводящих зонтов, проверяют состояние элементов подвески зонтов и опорных столиков. Осмотру подлежат конструкции лестничных маршей и подлестничных помещений, пассажирских и служебных мостиков.
Во многих случаях платформенная часть станций и вестибюли имени сложное архитектурное оформление и требуют особого внимания при текущем содержании. Проверяется целостность деталей лепных и металлических декоративных изделий, прочность крепления их к основной конструкции. Обращают внимание на состояние подвесок указателей, люстр, рекламы и др.
При текущем содержании на станциях метрополитена применяют передвижные индивидуальные подмости для каждого типа станций. В настоящее время ведутся работы по созданию унифицированных устройств для выполнения ремонтных работ на всех типах станций. Примером такого устройства может служить манипулятор, представленный на рис. 6.6.
Текущее содержание сооружений метрополитена

Особого внимания требует содержание эскалаторных тоннелей, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в слабых водонасыщенных фунтах. В условиях переменных по длине нагрузок и неравномерных осадок в обводненных грунтах различного литологического состава обделка эскалаторных тоннелей находится в сложном напряженно-деформированном состоянии. Следствием этого являются деформации обделки, приводящие к нарушению гидроизоляции, коррозии элементов крепления водозащитных зонтов, нарушениям их целостности. Несвоевременное обнаружение скрытых водозащитным зонтом дефектов может спровоцировать нарушение бесперебойной работы важнейшего сооружения в составе станционного комплекса. Текущий ремонт по восстановлению водонепроницаемости обделки и ремонт зонтов требуют значительных трудовых затрат и продолжительны по времени, так как могут выполняться только в ночное время.
Условия работы стволов вентиляционных шахт во многом схожи с условиями работы эскалаторных тоннелей. Вместе с тем, текущее содержание и ремонт конструкции проще из-за более доступной для визуального контроля поверхности обделки. Практически в любом месте на обделку можно установить отражательные марки для проведения геодезического контроля за деформацией конструкции.
Признаками изменения технического состояния могут являться появление новых или увеличение расхода существующих течей, выносы фунта в тоннель, заиливание дренажной системы, раскрытие старых или появление новых трещин в обделке, изменение положения конструкции в плане и профиле, изменение формы и размеров поперечного сечения конструкции, усиление проявлений коррозионных явлений в конструкциях и оборудовании, появление в тоннеле признаков наличия нефтепродуктов и промышленных стоков.