Горный способ реконструкции тоннелей

26.05.2016

Горный способ реконструкции тоннелей отличается значительной трудоемкостью, низким уровнем механизации и, как следствие, низкими темпами производства работ. Поэтому горный способ применяют в том случае, когда предстоит выполнить относительно небольшой объем работ при замене обделки или ее элементов более мошной конструкцией на отдельных участках тоннеля или но всей длине тоннеля небольшой протяженности.
Работы по ликвидации негабаритности тоннелей, связанные с частичным или полным переустройством обделки, а также работы по переустройству однопутных тоннелей в двухпутные выполняют двумя принципиально разными способами: внутренним и наружным.
При внутреннем способе работы выполняют в «окна» изнутри тоннеля. Большие объемы работ и ручной малопроизводительный труд требует продолжительных «окон», что на грузонапряженных линиях не всегда возможно. Поэтому его применяют при замене обделки на участках небольшой длины или в коротких тоннелях.
При наружном способе работы по доработке профиля выработки ведут за пределами существующей тоннельной обделки через предварительно пройденные или существующие штольни. Такой способ применяют, когда переустройству подлежит обделка тоннелей на линиях с интенсивным движением поездов.
Работы по реконструкции однопутных железнодорожных тоннелей горным способом ведут только в «окна», используя действующий путь для перемещения механизмов оборудования и технологических подмостей. Передвижные технологические подмости монтируют на железнодорожных платформах в составе рабочих поездок и перемешают мотовозом (рис. 9.1). В двухпутных тоннелях работы по реконструкции можно выполнять без перерыва движения поездов с сохранением движения по одному из путей. При небольших объемах работ на различных участках по длине тоннеля можно использовать подвесную вертикальную перегородку из двойной плетеной металлической сетки (рис. 9.2). Такая перегородка отделяет рабочую зону от эксплуатируемой части тоннеля, обеспечивая безопасность работ и надежно предохраняя действующий пуп. и проходящие поезда от попадания кусков разбираемой обделки и грунта.
Горный способ реконструкции тоннелей

При переустройстве обделки или при устранении негабаритности двухпутного тоннеля ось действующего пути целесообразно совмещать с осью тоннеля. В таком случае действующий путь ограждают объемлющими подмостями (рис. 9.3), которые передвигают вручную иди лебедками. При установке подмостей, а также временного крепления должен быть обеспечен габарит приближения строений С или утверждаемый на время производства ремонтных работ льготный габарит приближения строений (как правило, габарит Т) с обязательным соблюдением минимально допустимых зазоров между подвижным составом и очертаниями крепи и подмостей.
Горный способ реконструкции тоннелей