Временное подкрепление обделки тоннелей

26.05.2016

Любые работы, связанные с нарушением целостности обделки, осуществляют с применением поддерживающих металлических кружал, устанавливаемых по внутреннему контуру поврежденной обделки. Обделку подкрепляют подхватами на анкерах, установкой одиночных кружал, закрепленных анкерами, или кружал, объединяемых в секции. Кружала могут быть инвентарными, изготовленными дни однопутных или двухпутных тоннелей, либо устраиваются на месте производства работ по типу проходческой крепи. Способ подкрепления выбирают исходя из размеров поперечного сечения, характера повреждения обделки, состояния прилегающего фунтового массива и технологических соображений.
Инвентарные кружала, применяемые при ремонте однопутных тоннелей (рис. 9.4), состоят из двух полуарок двутаврового сечения 1, соединенных в замке накладкой 2 и замыкаемых нижней раздвижной распоркой 4. Кружала опирают на заранее подготовленное основание из деревянных брусьев и выравнивают по высоте выдвижными стойками 3.B продольном направлении кружала соединяют с помощью горизонтальных и диагональных связей, привариваемых к полкам. Ширина подкружальных путей зависит or типа кружал и колеблется от 4,09 до 5,2 м, высота от головки рельса — от 5,3 до 6,2 м. Масса одной арки составляет 1,6-1,9 т.
Временное подкрепление обделки тоннелей

Инвентарные кружала для двухпутных тоннелей представляют собой трехшарнирную арку с шириной подкружальных путей 7 м и такую же высоту от головки рельса (рис. 9.5). Размеры кружал как для ремонта однопутных, так и двухпутных тоннелей должны обеспечивать пропуск негабаритных грузов II степени со скоростью 30 км/ч.
Временное подкрепление обделки тоннелей

Одиночные кружала доставляют к месту установки на специально оборудованной платформе в горизонтальном или наклонном положении и монтируют лебедками, закрепляя их анкерами без устройства горизонтальных и диагональных связей между кружальными арками (рис. 9.6).
Временное подкрепление обделки тоннелей

Для сокращения времени установки арок в тоннеле их собирают в секции из трех или четырех кружальных арок, соединенных продольными и диагональными связями, за пределами тоннеля и транспортируют к месту работ с помощью механических или гидравлических кружалоустановщиков. Механический кружалоустановщик для перевозки и установки секции из трех кружал в двухпутном тоннеле показан на рис. 9.7.
Временное подкрепление обделки тоннелей

Установка кружал в однопутном тоннеле на неэлектрифицированных участках дороги с помощью кружалоустановщика требует «окно» продолжительностью 4 часа на установку секции из семи арок.
Чтобы повысить эффективность использования «окон» в тоннелях, обеспечивающих свободную установку поддерживающих кружал вплотную к обделке без устройства штроб, применяют передвижные крепи в виде секций из 3—5 кружал. Передвижная поддерживающая крепь монтируется вне тоннеля и перемещается на участок работ по специально устраиваемым рельсовым путям.