Меры безопасности при производстве работ в эксплуатируемых тоннелях




Обеспечение безопасности движения транспортных средств. Любые работы, связанные с нарушением целостности обделки или с применением смотровых приспособлений (лестниц, подмостий и др.) в пределах габаритов приближения строений или приближения конструкций, ограждают в соответствии с действующими ведомственными руководящими документами переносными сигналами остановки и постами сигналистов; на железной дороге, кроме того, с выдачей предупреждений на поезда. При ограждении тоннеля сигналами остановки препятствием для движения считают полную длину тоннельного сооружения, границами места работ порталы тоннеля независимо от протяженности фронта работ. В тоннеле в любое время суток применяют ночные сигналы. Приступать к работам разрешается только после получения руководителем работ приказа диспетчера о закрытии участка и ограждении места работ сигналами остановки.

Пребывать в тоннеле разрешается только лицам, занятым в производстве работ или осмотров. Рабочие, закончившие работы, должны покинуть тоннель. На время производства работ в «окна» руководитель работ должен иметь постоянную телефонную связь с сигналистами на порталах и диспетчером. Для оповещения работающих о приближении поезда или открытии движения транспортных средств на порталах в течение всего периода работ должны дежурить сигналисты, прошедшие обучение в установленном порядке. Оповещение о подходе поезда пpoизводится звуковой или световой сигнализацией, которая должна хорошо восприниматься на всех рабочих местах и тоннеле.

При проходе поезда все рабочие должны находиться в нишах, выходить из которых и приступать к работе после прохода поезда разрешается только по сигналу бригадира или мастера. В двухпутном железнодорожном тоннеле при закрытом одном пути при проходе поезда разрешается стоять в один ряд у стены за недействующим путем. Запрещается загромождать ниши, предназначенные для укрытия, и подходы к ним материалами и другими предметами. У входов и ниши установленные кружала не должны затруднять проход. Хранить материалы и инструменты, складировать отходы следует в специально отведенных местах, установленных проектом производства работ и обозначенных надписями.

Открытие перегона производится лишь после получения письменного уведомления, телеграммы или телефонограммы начальника дистанции пути или работника, им уполномоченного, об окончании ремонтных работ в тоннеле и отсутствии препятствий для бесперебойного и безопасного движения поездов независимо от того, какая организация выполняла работы. Перед выдачей письменного уведомления об открытии перегона руководитель работ обязан проверить габаритность внутреннего очертания установленных в тоннеле кружал инструментальной съемкой или при помощи габаритной рамы, уборку всех материалов и инструмента в пределах действующих габаритов, надежность и прочность закрепления обнаженного грунтового массива, предохранение пути или проезжен части от возможных выкатов фунта. Сменный мастер и бригадир при передаче смены должны отразить записью в горном журнале сведения о состоянии крепи, проявлениях горного давления, притоках волы, наличии отказов при взрывных работах и др.

Общие требования безопасности при производстве работ. При работе на высоте более 1.5 м и местах, где невозможно устройство ограждений (разборка обделки, доработка профиля, установка кружал или арматуры и др.), рабочие должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные опоры, указанные лицом технического надзора. При выполнении работ в два или более ярусов (на лобовых и боковых откосах припортальной выемки, в подземных выработках тоннелей) порядок выполнения работ, согласованный с исполнителями и утвержденный главным инженером генподрядной организации, вводится приказом по этой организации. При наличии технологических перерывов в работе или во время отдыха находиться в опасных зонах запрещается.

Для оповещения работающих о приближении поезда на порталах в течение всего периода работ должны дежурить сигналисты, прошедшие обучение в установленном порядке. Оповещение о подходе поезда производится звуковой или световой сигнализацией, которая должна хорошо восприниматься на всех рабочих местах в тоннеле. При проходе поезда все рабочие должны находиться в нишах. Выходить из ниш и приступать к работе после прохода поезда разрешается только но сигналу бригадира или мастера. В двухпутном тоннеле при закрытом одном пути при проходе поезда разрешается стоять в один ряд у стены за не действующим путем.

Особенности ведения буровзрывных работ. При производстве буровзрывных работ (СВР) в эксплуатируемых тоннелях несоблюдение требований нормативных и руководящих документов но их ведению могут привести к аварийным последствиям и разрушениям конструкций. Для каждого объекта, где предстоят буровзрывные работы, строительная организация разрабатывает инструкцию по обеспечению безопасности, согласованную с органами Ростехнадзора, с указанием порядка производства работ, расхода взрывчатого вещества (BB), числа и величины заряда каждого шпура, конкретных мер по обеспечению безопасности и ответственного лица за выполнение инструкции.

Паспорта БВР при проходке подземных выработок и расчеты на взрывание отдельных элементов обделки и грунта в непосредственной близости от нее составляет и согласовывает с органами Ростехнадзора строительная организация, Взрывание грунта и дефектных частей обделки производят методом шпуровых зарядов с использованием BB и СВ, допускаемых к применению в подземных выработках, не опасных по газу и пыли. При опасности появления взрывоопасного газа (метана) порядок производства взрывных работ и типы BB и CB устанавливают комиссией с участием представителей заказчика, строительной, проектной организаций и органов Ростехнадзора. При электрическом способе взрывания применяют электродетонаторы не менее трех степеней замедления. Производство взрывных работ осуществляют с учетом состояния обделки, интенсивности движения транспортных средств, расположения и размеров выработки.

Взрывные работы по перекладке элементов обделки, устройству и ремонту ниш и камер в тоннеле, проходке вспомогательных выработок в непосредственной близости от обделки выполняют в «окна» к графике движения. До производства взрыва в опасной зоне тоннели устанавливают кружала, поддерживающие обделку, и защищают деревянными брусьями или бревнами проезжую часть. Предохраняют также от возможного повреждения все электрические, воздушные и другие коммуникации, а также эксплуатационные обустройства тоннеля. Взрывные работы при перекладке стен обделки и случае расположения тоннеля в крепких грунтах и удовлетворительного состояния конструкций производит без установки поддерживающих кружал, при этом участок перекладки не должен превышать 2 м. При заложении тоннеля в плывунах взрывные работы недопустимы. Границы опасной зоны, отстоящие не ближе 100 м от места взрыва, охраняют постами проинструктированных рабочих.

В железнодорожных тоннелях на электрифицированных участках взрывные работы выполняют при снятом напряжении в контактном проводе по согласованному с дорогой графику. Во избежание преждевременных взрывов электродетонаторов под воздействием блуждающих токов, кроме общих требований безопасного ведения взрывных работ, необходимо обеспечить соответствие нормам технической эксплуатации электрических сопротивлений контактного провода и отсасывающих сетей, линий электропередачи, а также устройств электрических установок. Следует периодически измерять по графику, утвержденному главным инженером объекта, блуждающие токи для установления опасной зоны, отключать контактную сеть, силовые и осветительные электрические сет и в пределах опасной зоны.

Во время производства взрывных работ локомотивы рабочих поездов или другие транспортные средства отводят за границу опасной юны и надежно закрепляют от самопроизвольного движения. Взрывные работы в припортальной части тоннеля производят под прикрытием поддерживающих кружал, выступающих из портала на длину не менее 2 м. Опасную зону при взрывании портальной или других частей тоннельной обделки, выходящих на земную поверхность, устанавливают в соответствии с требованиями к взрывным работам, выполняемым на открытых горных разработках.

Допуск рабочих в забой после производства взрыва разрешает лицо технического надзора по истечении времени, указанного в паспорте БВР. При этом содержание газов, являющихся продуктами взрыва, не должно превышать ПДК в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. При перерывах в работе, а также при нарушении вентиляции забоев производитель работ обязан принять меры к восстановлению нормального проветривания выработок, убедиться при помощи приборов в отсутствии недопустимых концентраций вредных газов и только после этого давать разрешение на продолжение работ.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!