Обеспечение безопасности при капитальном ремонте и реконструкции подземных сооружений метрополитенов

26.05.2016

Меры по обеспечению безопасности движения маршрутных поездов. В соответствии с ПТЭ метрополитенов РФ, ремонт сооружений и устройств метрополитена должен производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов. Ремонт ИССО, пути, контактного рельса, устройств СИП, связи, электроснабжения и других устройств на перегонах и станциях должен производиться, как правило, в ночное время после прекращения движения поездов и снятия напряжения с контактного рельса. Работы, не допускающие пропуск поездов, должны выполняться после закрытия для движения пути перегона, станции.
Перечень основных плановых работ на путях перегонов и станций, требующих закрытия этих путей для движения поездов, утверждает управление метрополитена. Порядок производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях метрополитена устанавливает инструкция, утвержденная управлением метрополитена. Порядок производства работ посторонними организациями на расстоянии до IO м от сооружений метрополитена перечислен в совместном приказе по метрополитену и строительной организации.
Сроки начала и окончания ремонта; для работ с большим объемом в сложных условиях их производства управлением метрополитена; для работ, требующих закрытия пути перегона, станции — руководителем работ по согласованию с поездным диспетчером: для работ, допускающих пропуск хозяйственных поездов, руководителем работ. Руководитель работ, требующих закрытия пути перегона, станции, а также руководитель работ по устранению внезапно возникшей неисправности но время их производства обязаны поддерживать связь с поездным диспетчером.
Запрещается приступать к работе до ограждения сигналами препятствия или места производства работ, опасного для движения, снимать сигналы, ограждающие препятствие или место производства работ, до устранения препятствия, полного окончании работ, проверки состояния пути, контактного рельса и габарита. Всякое препятствие для движения (место, требующее остановки) на перегоне и станции, а также место производства работ, опасное для движения, требующее остановки или уменьшения скорости, должно ограждаться сигналами с обеих сторон независимо от того, ожидается поезд (состав) или нет. Порядок ограждения препятствий и мест производства работ устанавливается Инструкцией по сигнализации. Выходы на закрытый для движения главный путь ограждают со всех направлений переносными сигналами остановки, которые устанавливают в местах границ закрытого пути, указанных в приказе поездного диспетчера. В торцах пассажирских платформ эти сигналы устанавливает дежурный по станции или работник службы движения, имеющий право прохода на пути, а во всех других местах — руководитель работ. За правильность установки, показаний и исправность переносных сигналов отвечает установивший их работник.
На станционных путях запрещается производить работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия поездного диспетчера, дежурного по посту централизации. а на станциях без путевого развития дежурного по станции и без предварительной записи руководителя работ в «Журнале осмотра». Ввод устройств в действие по окончании работ производится дежурным по посту централизации, а на станции без путевого развития — дежурным по станции на основании записи руководителя работ в «Журнале осмотра». При выполнении работ по устранению внезапно возникших неисправностей запись о начале или окончании работ может заменяться телефонограммой руководителя работ по тоннельной связи поездному диспетчеру и дежурному по посту централизации. регистрируемой в «Журнале осмотра», с последующей личной подписью руководителя работ.
Пути перегонов и станций закрывают для движения поездов в следующих случаях: в связи с производством работ повышенного объема и сложности, исключающих пропуск поездов до их окончания, когда временное прекращение работ для подготовки места их производства к безопасному проследованию составляет более 10 мин, когда временное прекращение работ в связи с пропуском поезда приводит к задержке их окончания в установленный срок. Полное или частичное прекращение движения поездов на линии в связи с производством работ допускается по приказу начальника метрополитена и должно быть согласовано с Городским органом управления транспортом.
Закрытие и открытие путей перегонов и станций производится приказом поездного диспетчера. Закрытие и открытие парковых и прочих путей производится устными распоряжениями поездного диспетчера. Основанием для закрытия или открытия пути является письменная заявка перед началом работ или письменное уведомление после окончания руководящим работником службы пути и тоннельных сооружений не ниже мастера. Заявки или уведомления записывают в журнале осмотра путей одной из станций, ограничивающих закрываемый перегон. Если на закрытом пути предусмотрена работа одного или нескольких хозяйственных поездов, то в заявке указывают их номера, последовательность прибытия и отправления после окончания работ. В уведомлении на открытие путей указывается об окончании работ и отсутствии препятствий для движения поездов.
Запрещается приступать к работе до получения руководителем работ приказа поездного диспетчера о закрытии пути, снятии напряжения с контактного рельса и ограждения места работ сигналами остановки. Приказ поездного диспетчера о закрытии перегона записывается на примыкающих станциях и бланках приказа по установленной форме. Копия приказа выдается машинистам хозяйственных поездов. Она является основанием и дает право на занятие перегона. После окончания работ руководитель или назначенные им подчиненные обязаны осмотреть путь или другие устройства, где производятся работы, на всем протяжении участка работ обеспечить устранение препятствий движению и обеспечить требуемый габарит. Работы, не требующие закрытия перегона (участка), выполняют, как правило, в перерывах между движением хозяйственных поездов. Руководитель работ обязан обеспечить безопасный пропуск хозяйственных поездов. Заявка на выдачу предупреждений в этом случае не выдается. Руководитель работ обязан: иметь необходимый комплект сигналов для ограждения мест работ, обеспечить их исправность, своевременную установку и снятие, после окончания работ привести участок в состояние, обеспечивающее безопасность движения и возможность подачи напряжения на контактный рельс; обеспечить окончание работ в соответствии с заявкой ко времени, указанному в приказе поездного диспетчера.
Организация движения хозяйственных поездов. Порядок формирования и движения хозяйственных поездов устанавливается ПТЭ и Инструкцией но движению поездов и маневровой работе, порядок движения путевых тележек и других съемных подвижных единиц — инструкцией, утверждаемой управлением метрополитена. Движение хозяйственных поездов по главным путям разрешается в ночное время после окончания движения электропоездов. Допускается выпуск хозяйственных поездов на главные пути до снятия напряжения с контактного рельса — за последним электропоездом. И этом случае машинист устно предупреждается мастером о наличии напряжения на контактном рельсе. Машинист обязан предупредить всех лиц, следующих с хозяйственным поездом.
После прибытия на место на значения машинист обязан убедиться в снятии напряжения с контактного рельса через дежурного по станции или поездного диспетчера. Движение хозяйственных поездов в неправильном направлении разрешается по приказу поездного диспетчера без закрытия мути перегона и допускается до снятия напряжения с контактного рельса после прохода последнего электропоезда. При формировании хозяйственного поезда локомотив прицепляют в голове иди хвосте поезда. Kак исключение допускается постановка локомотива в середине поезда. Общее число груженых или порожних платформ, прицепляемых к одному локомотиву, должно быть не более грех при движении по главному пути и не более пяти по прочим путям вне зависимости от места постановки локомотива.
При формировании хозяйственного поезда наиболее тяжелые платформы прицепляют к локомотиву, а порожние или менее загруженные - первыми в голове или последними в хвосте поезда (дальше от локомотива). Формирование хозяйственного поезда с постановкой двух локомотивов, прицепляемых в голове и хвосте поезда, производится в следующих случаях: при перевозке рельсовых плетей на рельсовозных тележках; если общий прицепной вес превышает норму, установленную для одного локомотива; если крупногабаритный груз не обеспечивает нормальную видимость машинисту.
Хозяйственные поезда должны быть оснащены противопожарными средствами, набором инструментов и другим снаряжением по нормам, утвержденным управлением метрополитена. Запрещается выпуск на линию мотовозов и дрезин, имеющих хотя бы одну из неисправностей тормозов, сцепных устройств, сигнальных приборов или радиосвязи, а также трещин в рамах, рессорах или буксовых узлах. Допускаемые скорости движения хозяйственных поездов устанавливаются приказом начальника метрополитена в зависимости от типа подвижного состава. Все хозяйственные поезда, находящиеся на линии в ночное время, должны прибыть к месту стоянки и освободить главные пути до второго предупредительного сигнала о подаче напряжения на контактный рельс. Поездной диспетчер обязан вести график исполненного движения хозяйственных поездов, а перед началом движения электропоездов проверить возвращение с линии к месту стоянки всех хозяйственных поездов после ночных работ.