20.07.2018
В ходе возведения частного жилого здания и разработке интерьера, необходимо принимать во внимание все требования, которые...


20.07.2018
Биметаллическими радиаторами называют батареи, созданные из нескольких сплавов: стального и алюминиевого. Сталь применяют с целью...


19.07.2018
Гибка металла, в особенности, листового, считается технологичной процедурой, в ходе которой из прокатного листа можно получить ту...


18.07.2018
Металлические изделия самой разной функциональности для краткости называются метизы. Группа охватывает широчайший ассортимент,...


18.07.2018
Сегодня на рынке выбор покрытий для пола является попросту колоссальным, среди самых востребованных вариантов следует отметить...


17.07.2018
Инверсионная крыша является «кровлей наоборот». Если говорить простыми словами, то основным её отличием, сравнивая со стандартной...



Виды разрушения тоннелей

08.02.2017
Характер проявления аварий при эксплуатации тоннелей определяется следующими факторами: данной тоннеля, местом расположения (перевальный или мысовый тоннель), глубиной заложения, инженерно-геологическими условиями, размерами и формой его поперечного сечения, конструкцией обделки, наличием смежных выработок.

В зависимости от степени наносимых убытков и размеров разрушений аварийные ситуации делятся на локальные и глобальные. Аварии считают локальными, если они влекут за собой разрушения тоннелей только на ограниченном участке и последствия их могут быть быстро ликвидированы. Глобальными являются аварии, которые охватывают все тоннельное сооружение и приводят к прекращению его функционирования на длительное время. Например, землетрясения, наводнения, пожары, взрывы и другие ситуации, которые, как правило, связаны с травматизмом и гибелью людей.

По объему и местоположению разрушения тоннельных сооружений могут быть общими, частичными и местными. Обычно разрушаются отдельные участки тоннеля, расположенные у порталов, или, реже, внутри тоннеля. Разрушения тоннельных обделок, как полные, так и частичные (т.е. с сохранением отдельных элементов обделки), обычно сопровождаются образованием завалов нагромождений обрушившегося грунта, обломков обделки, погребенного в них оборудования или транспортных средств, полностью или частично заполняющих участок тоннеля. Пространство, заполняемое ранее в массиве обрушившимся грунтом, называют вывалом, а свод — вывал-куполом.

Различают завалы глухие, полностью перекрывающие тоннель, завалы с отрывом, не полностью перекрывающие сечение, и завалы переходного типа (рис. 12.1). Глухие завалы могут быть полными, распространяющимися до земной поверхности, и неполными, имеющими купол вывала. Куполом (или полостью) вывала называют пространство, ранее занимаемое обрушившимся грунтом. Купол может иметь различную форму и различную степень устойчивости в зависимости как от физико-механических свойств грунта, так и от структурного строения массива.



В скальных слаботрещиноватых грунтах обычно наблюдается устойчивый купол. После оборки отслоившихся кусков в дальнейшем обрушения не происходит. В трещиноватых скальных грунтах часто наблюдается временная стабилизация вывала с последующим обрушением за счет нарушения равновесного состояния из-зa выпадения отдельных кусков. В слабых фунтах в результате обрушения создается неустойчивая стабилизация купола, которая грозит дальнейшими обрушениями больших объемов грунта. В этом случае восстановительные работы связаны с большой вероятностью новых обрушений.

При землетрясениях высокой интенсивности (более 6 баллов по шкале MKS) возможны просадки конструкций в сбросовых зонах и лаже (в отдельных случаях) взаимное смешение осей тоннеля на смежных участках трассы (главным образом, портальных участков и участков в зонах тектонических разломов).